УИД 73RS0011-01-2020-000249-15
Дело № 2-1-283/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 июля 2020 года р.п. Майна
Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Воржецовой Л.А., с участием истца Барабанова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Барабанова Владимира Александровича к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать проект ремонта дорожного полотна на участке автодороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области, обязании произвести ремонтно-строительные работы участка автодороги в соответствии со строительными нормами и правилами,
У С Т А Н О В И Л:
Барабанов В.А. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее Администрация МО «Майнский район») об обязании разработать проект ремонта (определить состав и виды дорожных работ) участка дорожного полотна автодороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области на участке до жилого дома Поселковая, 12, в соответствии со строительными нормами и правилами для дороги V категории; обязании на основании проектного решения произвести ремонтно-строительные работы участка автодороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги V категории в срок до 30 октября 2020 года. В обоснование иска указано, что автомобильная дорога по улице Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области согласно постановлению Администрации МО «Майнский район» № 914 от 11 декабря 2018 года «Об утверждении Перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» имеет идентификационный номер 73 244 АДМЗ-286, относится к дорогам местного значения протяженностью 0,8 км, V категории. Дорога примыкает к дороге областного значения, идущей от с. Старые Маклауши Майнского района Ульяновской области. В 2020 году и по настоящее время после схода снежного покрова, весенней распутицы на участке автодороги от дорожного указателя п. Труд (примыкание с областной дорогой, идущей от с. Старые Маклауши Майнского района Ульяновской области), до жилого дома ул. Поселковая, 12, образовались многочисленные колеи и просадки, значительно превышающие установленные Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ, № 196-ФЗ, ГОСТ 50597-2017, СП 34.13330.2012 допустимые размеры. Администрация МО «Майнский район» не исполняет свои обязанности по содержанию, ремонту автомобильных дорог.
В судебном заседании истец Барабанов В.А. исковые требования поддержал, дополняя, суду пояснил, что обращается с новыми требованиями в отношении участка дороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района до дома № 12, где имеет домовладение. Считает необходимым проведение по настоящему делу строительной экспертизы на предмет определения категории дороги, наличия повреждений дорожного полотна, соответствия поселковой дороги требованиям ГОСТ. Просил требования об обязании разработать проект ремонта дорожного полотна на участке автодороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области до жилого дома Поселковая, 12, в соответствии со строительными нормами и правилами для дороги V категории; обязании на основании проектного решения произвести ремонтно-строительные работы указанного участка автодороги в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги V категории в срок до 30 октября 2020 года удовлетворить.
Представитель ответчика Администрация МО «Майнский район», представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области (далее Администрация МО «Старомаклаушинское сельское поселение») в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве представитель ответчика – Администрация МО «Майнский район», не соглашаясь с требованиями Барабанова В.А., указал, что Барабанов В.А. обращался в суд с аналогичными исками, его требования оставлены судом без удовлетворения. В поселке Труд Майнского района имеется автомобильная дорога по улице Поселковая с идентификационным номером 73 244 АДМЗ-286, относится к дорогам местного значения, расположена в границах населенного пункта, не имеет асфальтового покрытия, является грунтовой. Протяженность улицы Поселковая - 0,8 км. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации МО «Майнский район» № 383 от 21 мая 2020 года «Об утверждении Перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области». Кроме того, улица Поселковая примыкает к дороге областного значения, идущей от с. Старые Маклауши Майнского района Ульяновской области. Конституцией Российской Федерации установлена самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в связи с этим органы местного самоуправления самостоятельно распределяют средства, поступающие в местный бюджет при его формировании, стараясь охватить как можно больше полномочий, предусмотренных федеральным законодательством по вопросам местного значения. Администрация, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в местном бюджете на эти цели (проектирование и строительство дорог). Проект бюджет района утверждается Советом депутатов МО «Майнский район». На ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения 2020 года бюджетом МО «Майнский район» предусмотрено выделение 35 807 030 рублей, из которых 32 643 760 рублей средства областного бюджета. Администрацией МО «Майнский район» утверждены муниципальные программы, в том числе «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Майнский район» на период 2020-2024 годы и муниципального образования «Майнское городское поселение» Ульяновской области на 2020-2024 годы». Указанной программой строительство облегченного или переходного типа дорожного покрытия на автомобильной дороге улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области не предусмотрено. В п. Труд грунтовые дороги местного значения V категории. В данном населенном пункте зарегистрировано не более 70 человек, соответственно низкая интенсивность движения транспортных средств. В ближайшие годы отсутствует возможность выполнения иных работ кроме проведения профилирования, при дефиците бюджетных средств, затраты разработки проекта организации дорожного полотна являются нецелесообразными. Стоимость комплекса проектировочных и согласовательных процедур составит более 8 000 000 рублей. Профилирование дорожного полотна проводится ежегодно автогрейдером. Органы местного самоуправления в пределах выделенных средств и планируемых мероприятий принимают меры по решению вопросов местного значения. Администрация МО «Майнский район» просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ от 08.11.2011) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 установлено, что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Часть 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 предусматривает, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В силу статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Истец Барабанов В.А. просит обязать ответчика разработать проект ремонта (определить состав и виды дорожных работ) в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для участка дороги улицы Поселковая до дома № 12 п. Труд Майнского района Ульяновской области и обязать произвести ремонтно-строительные работы данного участка на основании проектного решения и в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами.
Согласно частям 1-2 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
Вступившими в законную силу решениями Майнского районного суда Ульяновской области от 15 марта 2019 года, 4 июля 2019 года исковые требования Барабанова В.А. к Администрации МО «Майнский район» об обязании разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги, конструкционных и эксплуатационных элементов дороги оставлены без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, грунтовая дорога общей протяженностью 0,8 км, V категории по улице Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области включена в Реестр автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в соответствии с Постановлением № 393 от 21 мая 2020 года.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Бюджетные полномочия муниципальных образований определены в части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним, в частности относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формирования бюджета.
Органы местного самоуправления в пределах выделенных средств и планируемых мероприятий, принимают меры по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование соответствующих расходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
С целью решения приоритетных задач Администрацией МО «Майнский район» утверждены муниципальные программы, в том числе и «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Майнский район» на период 2020-2024 годы» и муниципального образования «Майнское городское поселение» Ульяновской области в 2020-2024 годы». Строительство облегченного или переходного типа дорожного покрытия на автомобильной дороге ул. Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области не предусмотрено.
Кроме того, решениями Майнского районного суда Ульяновской области от 15 марта 2019 года, 4 июля 2019 года установлено, что при дефиците бюджетных средств, низкой интенсивности движения транспортных средств затраты на разработку проекта организации дорожного полотна являются нецелесообразными.
При изложенных обстоятельствах оснований для возложения в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по вопросам местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Барабанова Владимира Александровича к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать проект ремонта дорожного полотна на участке автодороги улицы Поселковая п. Труд Майнского района Ульяновской области, обязании произвести ремонтно-строительные работы участка автодороги в соответствии со строительными нормами и правилами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.
Судья Н.В. Писарева