№2а-61/2020
УИД 70RS0015-01-2020-000080-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2020 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области административное дело по административному исковому заявлению Мирзаева А.Г. к Миграционному пункту в лице Отдела Министерства внутренних дел по Кожевниковскому району Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании решения об отказе в снятии с регистрационного учета незаконным, возложении обязанности произвести действия,
установил:
административный истец Мирзаев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Миграционному пункту в лице ОМВД по Кожевниковскому району УМВД РФ по Томской области о признании незаконным отказа Начальника Миграционного пункта Отдела Министерства внутренних дел по Кожевниковскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области в снятии ФИО1., ФИО2 с регистрационного учета по <адрес>; возложении на Миграционный пункт Отдела Министерства внутренних дел по Кожевниковскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области обязанности устранить нарушение его прав и законных интересов путем снятия ФИО1, ФИО2 с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование требований указал, что определением Кожевниковского районного суда от 26.08.2019 утверждено мировое соглашение, согласно которому ФИО1 и ФИО2 обязуются сняться с регистрационного учета по указанному адресу. До настоящего времени названными гражданами определение суда не исполнено. 18.11.2019 ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по ТО возбуждено исполнительное производство №. Исполнить названное поручение не представляется возможным, так как ответчики по адресу проживания отсутствуют. При обращении 11.12.2019 в Миграционный пункт с просьбой о снятии ответчиков с регистрационного учета, ему было отказано в снятии ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета по той причине, что дело о снятии ответчиков с регистрационного учета было прекращено, решение о выселении указанных граждан либо признании их утратившими право пользования жилым помещением в МП ОМВД не поступало. Ссылаясь на обязательность исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, на обстоятельства того, что регистрация Смирновых в квартире, собственником которой он является, носит фиктивный характер, что их регистрация нарушает его права пользования и распоряжения жилым помещением, просит суд признать решение Миграционного пункта Отдела Министерства внутренних дел по Кожевниковскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области об отказе в снятии с регистрационного учета незаконным, обязать административного ответчика устранить нарушение его прав и законных интересов путем снятия ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета.
Определением Кожевниковского районного суда ТО от 16.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по ТО ФИО3., ФИО2., ФИО1.
Административный истец Мирзаев А.Г., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик - Миграционный пункт ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В пояснениях от 24.03.2020 указано, что отказ МП ОМВД России по Кожевниковскому району не является незаконным, так как в соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. Оснований для снятия с регистрационного учета ФИО1., ФИО2 не имеется, так как определением Кожевниковского районного суда ТО производство по делу № по иску о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятия с регистрационного учета по месту жительства прекращено по причине заключения между сторонами мирового соглашения. Решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением в отношении ФИО1., ФИО2 в адрес Миграционного пункта ОМВД по Кожевниковскому району не поступало. В случае неисполнения условий мирового соглашения добровольно, за заинтересованной стороной сохраняется право на получение исполнительного листа об исполнении решения суда принудительно в отношении лиц, не исполнивших определение суда, но не в отношении Миграционного пункта. Оснований для снятия вышеуказанных граждан - по факту фиктивной регистрации по месту жительства в жилом помещении, в котором эти гражданине зарегистрированы, не выявлено.
Заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по Томской области Башарина Е.В., Смирнова Л.А., Смирнов А.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, судебный пристав-исполнитель Башарина Е.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Определив на основании ст.150 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствие административного истца Мирзаева А.Г., представителя административного ответчика -Миграционного пункта ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, заинтересованных лиц - судебного пристава-исполнителя ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по Томской области ФИО3., ФИО1., ФИО2., ознакомившись с материалами административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ч.1 ст.219 КАС РФ предусмотрено право гражданина, организации обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Проверяя соблюдение административным истцом трехмесячного срока на обращение с административным иском, предусмотренного ст.219 КАС РФ, суд исходит из следующего.
Предметом оспаривания является решение Миграционного пункта ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, оформленного в форме письменного ответа от 19.12.2019 № (почтовое отправление получено заявителем 18.01.2020) об отказе в снятии с регистрационного учета ФИО1., ФИО2.
12.03.2020 Мирзаев А.Г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, а потому трехмесячный срок на обращение в суд с данным административным иском административным истцом не пропущен.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий – их несоответствие требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, оспаривающего данное решение, действие (бездействие).
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действий (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст.65 КАС РФ лежит на административном истце.
Мирзаев А.Г. указал, что в данном случае нарушены положения ст.7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которой снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе, в случае выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства. Считает, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25.06.1993 №5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 (ред. от 25.05.2017) (далее – Правила) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 №984 (далее – Административный регламент).
Статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 раскрывает используемые в нем основные понятия. Так, под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац 2).
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 11.3.43 Типового положения о подразделении по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, утвержденного Приказом МВД России от 27.04.2016 №214 (ред. от 13.12.2019), основными функциями и полномочиями Подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД РФ на региональном уровне являются, в том числе, контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе, в случае выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства.
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 и подпунктом «а» пункта 31 Правил, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 предусмотрены случаи снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства без его непосредственного участия, а именно, признание безвестно отсутствующим, выселение из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (абзацы пятый, седьмой, восьмой); выявление факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой (абзац одиннадцатый).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 31 Правил.
Судом установлено, что 26.08.2019 определением Кожевниковского районного суда Томской области по гражданскому делу № по иску Мирзаева А.Г. к ФИО1 ФИО2., ФИО4., ФИО5 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета утверждено мировое соглашение, по условиям которого: ответчики ФИО1., ФИО2 обязуются сняться с регистрационного учета по <адрес>, кадастровый №, в срок до 01 ноября 2019 года; истец отказывается от заявленных исковых требований в части признания ФИО4 ФИО5 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, кадастровый №, со снятием их с регистрационного учета по указанному адресу. Производство по делу № прекращено.
Определение суда лицами, участвующими в деле не оспаривалось, вступило в законную силу 11.09.2019.
Мирзаеву А.Г. 07.11.2019 на основании указанного определения суда выдан исполнительный лист.
18.11.2019 на основании исполнительного листа по делу № ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по Томской области возбуждены исполнительные производства №, №, сущность исполнения: ФИО1., ФИО2 обязуются сняться с регистрационного учета по <адрес>, в срок до 01.11.2019.
02.12.2019 ФИО1 и ФИО2 ознакомлены с постановлением о возбуждении исполнительного производства, сообщили судебному приставу-исполнителю о том, что обязуются сняться с регистрационного учета по <адрес>, в ближайшее время, но согласно выписки из хозяйственной книги от 17.12.2019 ФИО1., ФИО2 с регистрационного учета не сняты.
13.01.2020 судебными приставами-исполнителями по ОСП по Советскому району г.Томска УФССП России по Томской области был осуществлен выход по месту проживания ФИО2., ФИО1 по <адрес>, на момент проверки было установлено, что ФИО1., ФИО2 по указанному адресу не проживают. 13.03.2020 направлен запрос в МП ОМВД России по Томской области, но до настоящего времени ответ не получен (акт о совершении исполнительных действий от 13.01.2020, уведомление об исполнении поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применению мер принудительного исполнения от 20.01.2020, ответ на запрос от 30.03.2020).
12.12.2019 Мирзаев А.Г. обратился в Миграционный пункт ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области с заявлением о снятии ФИО1., ФИО2 с регистрационного учета по <адрес>, фактически проживающих <адрес>. В обоснование указано, что до настоящего времени не исполнено определение Кожевниковского районного суда Томской области от 26.08.2019 об утверждении мирового соглашения, по условиям которого ФИО1 и ФИО2 обязались сняться с регистрационного учета по указанному адресу в срок до 01.11.2019.
19.12.2019 ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области в адрес Мирзаева А.Г. направлен ответ, в котором указано, что отсутствуют основания для снятия с регистрационного учета указанных лиц, так как в определении Кожевниковского районного суда от 26.08.2019 вынесено решение о прекращении производства по делу о признании утратившим права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета по причине заключения между сторонами мирового соглашения. Решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением в отношении вышеуказанных граждан в адрес Миграционного пункта не поступало.
Согласно справке № от 11.03.2020 о проживающих и зарегистрированных, сведениям ОМВД России по Кожевниковскому району Томкой области от 13.05.2020, в жилой квартире по <адрес>, на регистрационном учете состоят: Мирзаев А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 (жена), ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 (пасынок), ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 (сын), ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 (сын), ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» установлены случаи снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
К таким случаям относятся: изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства; признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; изменение гражданином, указанным в пункте 26 (1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни; прекращение гражданином, указанным в пункте 26 (1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме; выявление факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Случаев, прямо предусмотренных Правилами, для снятия ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета, судом не установлено.
Снятие граждан с регистрационного учета в качестве действия административного органа сопряжено с разрешением вопроса о наличии (отсутствии) у этих граждан права пользования жилым помещением. Признание граждан прекратившими (утратившими) право пользования жилым помещением осуществляется в судебном порядке, такое решение и является основанием для снятия граждан с регистрационного учета.
Производство по гражданскому делу № по иску Мирзаева А.Г. к ФИО1., ФИО2., ФИО4., ФИО5 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. Требования о признании ответчиков, в том числе ФИО1., ФИО2., утратившими право пользования спорным жилым помещением судом по существу не рассматривались, решение по ним не принималось.
Толкуя оспариваемое решение в совокупности с требованиями исполнительного листа, принимая во внимание предмет и основания административного иска, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявления Мирзаева А.Г. о снятии ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета, следовательно, оспариваемое решение начальника МП ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области является законным.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Мирзаеву А.Г. в удовлетворении административных исковых требований к Миграционному пункту в лице Отдела Министерства внутренних дел по Кожевниковскому району Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании решения Миграционного пункта ОМВД по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, оформленного в форме письменного ответа от 19.12.2019 №, об отказе в снятии с регистрационного учета ФИО1, ФИО2, устранении нарушений прав и законных интересов путем снятия ФИО1, ФИО2 с регистрационного учета по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Алиткина