Дело № 2-4919/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2015 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Фоминой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации города Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о возложении обязанности оборудовать здание устройствами, обеспечивающими доступ маломобильным группам населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», расположенному по адресу: <адрес>, устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения (пандусами), в обоснование указав следующее.
В результате прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов были выявлены нарушения при осуществлении Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №» деятельности по предоставлению образовательных услуг.
В нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» учреждение не приняло меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение школы № по <адрес>. <адрес> В частности, лестница, ведущая ко входу в помещение школы, где несовершеннолетние получают образование, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска на удовлетворении иска настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчиков Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», Администрации города Ульяновска, Управления образования Администрации города Ульяновска исковые требования не признали, указав, что лестница не оборудована пандусом по причине недостаточного финансирования. Кроме того, в числе воспитанников школы и их родителей отсутствуют граждане, подпадающие под категорию маломобильных.
Представитель ответчика КУГИГ администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался. В отзыве на иск просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие, указывая, что КУГИГ администрации города Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску в судебном заседании с иском согласился.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения, самостоятельно решаемым населением соответствующего муниципального образования.
Согласно материалам дела, здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по <адрес>, является муниципальной собственностью.
Судом также в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось ответчиками, что при входе в здание школы по адресу: <адрес>, не оборудован пандус для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов) в соответствии с требованиями п.п.1, п.п.2 п. 4.1.14, 5.1.1, п.5.1.9 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Учитывая, что отсутствие у входа в здание школы пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание школы, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц.
При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Кроме того, согласно п.2 ст.34 вышеназванного Федерального закона обучающимся предоставляется академическое право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 1.3 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №» учредителем данного учреждения является МО «город Ульяновск». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени МО «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска.
В силу п. 1.4. Устава функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени МО «город Ульяновск» осуществляет Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, который осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательные учреждения муниципальных образований является обязанностью не только самих образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в том числе как собственников имущества муниципальных учреждений и их учредителей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются как само образовательное учреждение, так и администрация города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░