Дело № 2-253/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Егоровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Т.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республика Карелия (межрайонное) о компенсации морального вреда,
установил:
Иванова Т.П. является получателем трудовой пенсии, просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда сумму в размере 50 000 рублей за незаконное лишение ее льготы - оплаты за проезд к месту отдыха и обратно, а также взыскать с ответчика незаконно удержанную сумму в размере 1400 рублей.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, Иванова Т.П. от требований о взыскании суммы в размере 1400 рублей отказалась, поскольку ответчик добровольно исполнил ее требования. Определением суда в данной части производство по делу прекращено.
В части заявленной суммы компенсации морального вреда требования поддержала. Пояснила, что ввиду незаконного удержания из ее пенсии 1400 рублей, несмотря на то, что решением суда ей была присуждена эта сумма, она была вынуждена неоднократно обращаться в Пенсионный фонд, звонить по телефону, обращаться в суд. Эти действия причиняли ей нравственные страдания, поскольку ответчик незаконно лишил ее возможности пользоваться льготой, предоставленной ей государством.
Представитель ответчика Пузова Е.С., действующая на основании доверенности, требования о компенсации морального вреда не признала. Указала, что ситуация с взысканной суммой сложилась в связи с тем, что первоначально заочным решением суда требования Пенсионного фонда о взыскании с Ивановой Т.П. суммы в размере 1400 рублей были удовлетворены, исполнительный лист был выдан взыскателю, решение суда было исполнено Службой судебных приставов. Спустя 4 месяца Иванова Т.П. обратилась с заявлением об отмене заочного решения и при новом рассмотрении дела требования Пенсионного фонда были оставлены без удовлетворения. Исполнительный лист мировым судьей был отозван только в октябре 2016 года. В Пенсионном фонде отсутствуют заявления Ивановой Т.П. о возврате ей денежных средств. Считает, что вины Пенсионного фонда в данной ситуации не имеется. Кроме того, пенсионное законодательство не предусматривает компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, о чем свидетельствуют положения п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, в том числе материалы гражданского дела № 2-2213/16, приходит к следующему выводу.
Установлено, что в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>, возбужденного 22.07.2016 года на основании исполнительного документа, выданного Судебным участком Олонецкого района по делу 2-686/2016, вступившему в законную силу 05.07.2016 года, с Ивановой Т.П. взысканы денежные средства в сумме 1400 рублей и перечислены взыскателю - Пенсионному фонду.
Впоследствии заочное решение, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменено, решением от 21.10.20126 года в удовлетворении иска Пенсионного фонда о взыскании с Ивановой Т.П. 1400 рублей отказано.
Ранее выданный исполнительный лист отозван мировым судьей 21.10.2016 г.
Данных о том, что Иванова Т.П. обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о возврате ей указанной денежной суммы, материалы дела не содержат. В ходе инициированного истицей судебного спора ответчик до вынесения судебного решения удовлетворил материальное требование истицы.
Истица указывает, что ввиду незаконного лишения ее возможности воспользоваться льготой по оплате проезда к месту отдыха и обратно, взыскания с нее суммы в размере 1400 рублей, ответчик причинил ей нравственные страдания, вследствие чего у Пенсионного фонда возникает обязанность по компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Ивановой Т.П. не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Заявленные Ивановой Т.П. требования оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Летунова В.Н.
В окончательной форме решение принято 24.04.2017.