УИД: 66RS0011-01-2021-000181-22
№ 2-428/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 12 февраля 2021 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,
при секретаре Ивакиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц
к
Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства»,
Отраслевому органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству,
Администрации Каменск-Уральского городского округа
о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В исковом заявлении истец просит:
- признать незаконным бездействие МКУ «Управление городского хозяйства», отраслевого органа администрации муниципального образования «г. Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
на территории Каменск-Уральского городского округа, между многоквартирными домами <адрес>, с торца ряда железных гаражных боксов, площадью 6м х 8м, объемом 14,4 куб. метров, состоящее из древесного мусора,
на территории Каменск-Уральского городского округа в овраге за гаражными боксами вблизи дома <адрес> располагается несанкционированная свалка мусора, площадью 9м х 20 м, объемом 1080 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов,
- обязать МКУ «Управление городского хозяйства», отраслевой орган администрации муниципального обяразования «г. Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрацию г. Каменска-Уральского в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действительные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
на территории Каменск-Уральского городского округа, между многоквартирными домами <адрес>, с торца ряда железных гаражных боксов, площадью 6м х 8м, объемом 14,4 куб. метров, состоящее из древесного мусора,
на территории Каменск-Уральского городского округа в овраге за гаражными боксами вблизи дома <адрес> располагается несанкционированная свалка мусора, площадью 9м х 20 м, объемом 1080 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов
Прокурор Пермякова Т.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» Савельева А.В. в судебном заседании заявленные требования признала частично, суду пояснила, что выявленные свалки включены в план работы на 2021 год. В настоящее время надо дождаться тепла, свалки будут исследованы, определен их фактический объем, после чего будет объявлен конкурс на их ликвидацию. Для выполнения всех необходимых мероприятий необходимо время до 1 ноября 2021 года.
Представитель ответчика Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству Коновницин А.М. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснил, что удаление несанкционированных свалок не входит в компетенцию отраслевого органа, полагал, что в их случае требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, что Администрация ненадлежащий ответчик, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства предусмотрены частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно акту № 8 проверки несанкционированной свалки от 10 декабря 2020 года (л.д. 13) и приложенным к нему фото (л.д. 15-16) на территории г. Каменска-Уральского выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории города Каменска-Уральского, между многоквартирными домами <адрес>, с торца ряда железных гаражных боксов. На момент рассмотрения настоящего дела, доказательств ликвидации свалки не представлено.
В судебном заседании ответчиками не оспаривалось наличие указанной несанкционированной свалки, также установлен факт того, что свалка не ликвидирована.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом законом (пункт 2).
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац 6).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.
Пункт 1 статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Руководствуясь приведенными положениями, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, имеются правовые основания для удовлетворения требования о возложении на администрацию Каменск-Уральского городского округа, как на орган местного самоуправления, полномочного осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования Каменск-Уральского городского округа в сфере проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, обязанности по ликвидации указанных свалок.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 N 258-О в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ положения статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7).
Названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Таким образом, ответчик обязан организовать ликвидацию расположенных на указанных земельных участках несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 5 Областного закона от 19.12.1997 N 77-03 "Об отходах производства и потребления".
Администрация Каменск-Уральского городского округа, осуществляет на территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, на которой обнаружено несанкционированное размещение отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района, а, значит, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Неисполнение Администрацией Каменск-Уральского городского округа требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие захламления земельных участков способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых и строительных отходов в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного следует, что органы местного самоуправления не исключаются из числа организаций, на которые возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно пункту 11 статьи 5 Устава муниципального образования Каменск-Уральский городской округ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Администрация города Каменска-Уральского не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения.
Согласно Уставу Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» указанное учреждение организует реализацию природоохранных мероприятий (пункт 2.3.5).
Доказательств тому, что ответчиками принимались меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки, суду не представлено. Отсутствуют сведения о мероприятиях по контролю возникновения несанкционированных свалок, нет графиков проверок территорий, отсутствуют сведения о проведении мероприятий по предотвращению возникновения несанкционированных свалок. Также не представлено доказательств невозможности незамедлительного устранения несанкционированных свалок, с учетом существующей тенденции постоянного их возобновления.
Отсутствие надлежащей организации работы по уборке и утилизации бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на проживание в здоровой окружающей среде, исключающей угрозу их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт незаконного бездействия ответчиков нашел подтверждение в судебном заседании. Суд должен обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку по вышеуказанному адресу.
Прокурор просит установить срок для ликвидации несанкционированной свалки трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу. Ответчики просят установить срок исполнения до 1 ноября 2021 года, однако, суду не представлены объективные доказательства невозможности исполнения обязанности в установленные сроки, не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированной свалки уже ведутся, соответственно, суд полагает, что срок, заявленный прокурором разумный и подлежит применению.
Суд не может согласиться с доводами представителей Администрации Каменск-Уральского городского округа, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.
На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды. Несвоевременная ликвидация свалки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
Создание МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны окружающей среды не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных свалок и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.
При рассмотрении дела представители Администрации Каменск-Уральского городского округа и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части охраны окружающей среды
Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона об охране окружающей среды, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной
на территории Каменск-Уральского городского округа, между многоквартирными домами <адрес>, с торца ряда железных гаражных боксов, площадью 6м х 8м, объемом 14,4 куб. метров, состоящей из древесного мусора,
на территории Каменск-Уральского городского округа в овраге за гаражными боксами вблизи дома <адрес>, площадью 9м х 20 м, объемом 1080 куб. метров, состоящей из строительного мусора, бытовых отходов.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок не позднее трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную
на территории Каменск-Уральского городского округа, между многоквартирными домами <адрес>, с торца ряда железных гаражных боксов, площадью 6м х 8м, объемом 14,4 куб. метров, состоящую из древесного мусора,
на территории Каменск-Уральского городского округа в овраге за гаражными боксами вблизи дома <адрес>, площадью 9м х 20 м, объемом 1080 куб. метров, состоящую из строительного мусора, бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2021 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова