РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 06 февраля 2017 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
помощника Белореченского транспортного прокурора
Южной транспортной прокуратуры ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Белореченский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в котором просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль», понудить ОАО «Российский железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу: разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль» надлежащим образом с учетом выявленных недостатков.
При этом указал, что во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры, Белореченской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (железнодорожные мосты), состоящих на балансе Ростовской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В силу положений ст. 6, 7, 11 Концепции противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры, мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
В соответствии с п.п. 10 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 1 и п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона следует, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасности деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии со ст. 2 Закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одними из задач обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Пунктами 5.7, 5.8, 5.12 ч. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры и транспортному средству; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС.
В соответствии с п.п. «а», «в», «д» п. 18 раздела 3 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №, филиалы и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» организуют в порядке и по правилам, установленным Минтрансом России, проведение оценки уязвимости находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта в соответствии с установленной категорией; планируют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности этих объектов и организуют их реализацию; проводят расчеты необходимого объема финансового и материально-технического обеспечения транспортной безопасности находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта и в соответствии с указанными расчетами распределяют выделяемые ресурсы на реализацию указанных мероприятий; собирают информацию о состоянии защищенности находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта и принимают меры по устранению причин и условий, способствующих снижению уровня защищенности этих объектов и совершению актов незаконного вмешательства.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оценка уязвимости железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная - Кошехабль», утвержден, план обеспечения транспортной безопасности разработан, однако, в нарушение требований действующего законодательства план обеспечения транспортной безопасности указанного железнодорожного моста не утвержден, несмотря на то, что отведенные для этого законом сроки истекли, в связи с выявленными недостатками для устранения которых он возвращен. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на указанном железнодорожном мосту создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жизнь и здоровье.
С целью устранения в том числе указанных нарушений законодательства о транспортной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, Белореченской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений – структурного подразделения Северо-Кавсказской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» вносилось представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако до настоящего времени конкретных мер с целью устранения отмеченных нарушений закона не принято.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль», понудить ОАО «Российский железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу: разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль» надлежащим образом с учетом выявленных недостатков.
В судебном заседании помощник Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3 заявленные исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении представитель ОАО «РЖД» ФИО4 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении иска Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры. Кроме того, в своем возражении указал, что план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль» разработан и предоставлен ДД.ММ.ГГГГ в Южное территориальное управление Росжелдора для его утверждения.
Заслушав мнение помощника Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, с учетом письменного возражения ответчика ОАО «РЖД», исследовав материалы дела, суд находит иск Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений ст. 6, 7, 11 Концепции противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры, мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
В соответствии с п.п. 10 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 1 и п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона следует, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасности деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии со ст. 2 Закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одними из задач обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры. Пунктами 5.7, 5.8, 5.12 ч. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности) установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры и транспортному средству; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС.
В соответствии с п.п. «а», «в», «д» п. 18 раздела 3 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №, филиалы и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» организуют в порядке и по правилам, установленным Минтрансом России, проведение оценки уязвимости находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта в соответствии с установленной категорией; планируют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности этих объектов и организуют их реализацию; проводят расчеты необходимого объема финансового и материально-технического обеспечения транспортной безопасности находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта и в соответствии с указанными расчетами распределяют выделяемые ресурсы на реализацию указанных мероприятий; собирают информацию о состоянии защищенности находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта и принимают меры по устранению причин и условий, способствующих снижению уровня защищенности этих объектов и совершению актов незаконного вмешательства.
В ходе проведения проверки Белореченской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оценка уязвимости железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная - Кошехабль», утверждена, план обеспечения транспортной безопасности разработан, однако, в нарушение требований действующего законодательства план обеспечения транспортной безопасности указанных железнодорожного моста не утвержден, несмотря на то, что отведенные для этого законом сроки истекли, в связи с выявленными недостатками для устранения которых он возвращен. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на указанном железнодорожном мосту создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жизнь и здоровье.
В своем представлении от ДД.ММ.ГГГГ № направленном начальнику Ростовской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» транспортный прокурор ФИО5 требует безотлагательно рассмотреть указанное представление и принять меры к устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства, причин и условий им способствовавших.
В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры северо-кавказской дирекции инфраструктуры Ростовской дистанции инженерных сооружений ФИО6 о ходе проведения мероприятий по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 километре перегона «Курганная-Кошехабль» не сообщил.
ДД.ММ.ГГГГ из филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции инфраструктуры северо-кавказской дирекции инфраструктуры в адрес Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта направлены на утверждение планы обеспечения транспортной безопасности в том числе и моста через реку Лаба на 1697 километре перегона Курганная-Кошехабль. Однако данных об утверждении указанного плана ОТБ суду не представлено.
Суд, принимая во внимание, что указанные нарушения законодательства о транспортной безопасности являются реальной угрозой для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
На основании изложенного, учитывая объективное наличие указанных недостатков, являющихся основанием для удовлетворения иска Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия, суд находит необходимым признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 км перегона «Курганная-Кошехабль», обязать ОАО «Российский железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 км перегона «Курганная-Кошехабль» надлежащим образом с учетом выявленных недостатков.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы прокуратуры освобождены от уплаты госпошлины, с ответчика ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества «РЖД» о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества «РЖД» по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 км перегона «Курганная-Кошехабль».
Обязать открытое акционерное общество «Российский железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества «РЖД» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Лаба на 1697 км перегона «Курганная-Кошехабль» надлежащим образом с учетом выявленных недостатков.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российский железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества «РЖД» в доход муниципального образования «<адрес>» (наименование получателя УФК МФ по <адрес> КПП010101001 ИНН 0101002332 ОКТМО 79615000 номер счета 40№) государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Судья /подпись/