Дело № 2-679/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гагарин 26 ноября 2019 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Гайдук Н.С.
с участием пом.прокурора Ищенко Н.В.
при секретаре Гаврилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с требованием к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий, а именно разработать: регистры инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; регистры инвалидов с нарушением органов слуха; регистры инвалидов с нарушением органов зрения; реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в которых располагаются жилые помещения инвалидов; план-график обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании помощник прокурора Ищенко Н.В. требования поддержала, пояснив, что согласно требованиям Порядка координация мероприятий по приспособлению жилых помещений с учетом потребностей инвалидов осуществляется Муниципальной комиссия, которая в Гагаринском районе создана на основании постановления Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 17.04.2017 №559, утверждено положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды на территории Гагаринского района Смоленской области и приемке новых зданий и объектов. В соответствии с п.2.2.1-2.2.5 Порядка, Муниципальные комиссии должны разрабатывать регистры инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; регистры инвалидов с нарушением органов слуха; регистры инвалидов с нарушением органов зрения; реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в которых располагаются жилые помещения инвалидов; план-график обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, однако, в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о защите социальных прав инвалидов на доступность жилых помещений было установлено, что работа Муниципальной комиссии проводится формально, указанные регистры не разработаны, план-график не утвержден. В связи с этим в адрес Главы МО «Гагаринский район» прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено частично, соответствующие регистры не разработаны.
Представитель ответчика Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области – Епишина С.М., действующая на основании доверенности, требования не признала, указав, что Администрацией предприняты все необходимые действия по получению списков инвалидов, проживающих в Гагаринском районе, однако, в предоставлении данных сведений им ГУ ПФР РФ в Гагаринском районе Смоленской области, сектором социальной защиты населения в Гагаринском районе, Департаментом Смоленской области по социальному развитию было отказано.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию, а также привлеченное в порядке ст.43 ГПК РФ, государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по вызову в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители Государственного учреждения- отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Смоленской области, и привлеченного в порядке ст. 43 ГПК РФ, ГУ- Пенсионный фонд РФ - Михеева О.Ю. и Лунина В.В., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования. Лунина В.В., сославшись на письменную позицию, пояснила, что в Смоленской области регистры по инвалидам разработаны, имеется соответствующий отчет Департамента по Социальному развитию, считают, что ответчик не наладил взаимопомощь по данному вопросу. Пенсионный фонд РФ является оператором ФГИС ФРИ, предоставление сведений осуществляется оператором реестра безвозмездно в электронной форме с использованием единых форматов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с применением средств криптографической защиты информации. Информационное взаимодействие осуществляется органами власти, организациями, зарегистрированными в ФГИС ФРИ в качестве участников информационного взаимодействия в рамках ФГИС ФРИ, регистрация осуществляется в установленном законом порядке в соответствии с разделом II Регламента. Для регистрации в качестве участника информационного взаимодействия в рамках ФГИС ФРИ орган власти должен направить электронную заявку в адрес электронной почты Пенсионного фонда РФ, к которой прилагается сканированная электронная копия нормативного правового акта, в соответствии с которым на орган власти возложены полномочия по передаче сведений в ФГИС ФРИ либо заявитель наделен правом на получение сведений из ФГИС ФРИ, заверенного подписью уполномоченного должностного лица и печатью участника информационного взаимодействия в рамках ФГИС ФРИ. С 01 июля 2020 года в связи с изменениями федерального закона от 18.07.2019 №184-ФЗ, органы местного самоуправления будут вправе получать информацию из Федерального реестра инвалидов, в том числе в целях реализации положений законодательства об обязанности создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Реализация Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649 возможна при организации взаимодействия Администрации МО «Гагаринский район» с Департаментом Смоленской области по социальному развитию, органами медико-социальной экспертизы.
Привлеченное по делу в порядке ст. 43 ГПК РФ, резервное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области», по вызову в суд не явилось, в представленном письменном отзыве просило о рассмотрении дела в их отсутствие, сославшись на то, что представление результатов оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы иным организациям и органам исполнительной власти действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании ч.3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, что предусмотрено ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (п.4 Правил).
В силу п.6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п.п.12, 13) и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 - 20 Правил).
Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.3 Правил).
Приказом Департамента Смоленской области по социальному развитию от 30.12.2016 №1299, утвержден Порядок создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых фондов и частного жилищного фонда, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 17.04.2017 №559, создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды на территории Гагаринского района Смоленской области, утверждено Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды на территории Гагаринского района Смоленской области и приемке новых заданий и объектов.
31 августа 2018 года Гагаринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите социальных прав инвалидов на доступность жилых помещений в деятельности Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды на территории Гагаринского района Смоленской области, в ходе которой установлено, что работа Муниципальной комиссии проводится формально, регистры инвалидов не разработаны, план-график обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме не утвержден (л.д. 5-6).
Согласно ответа Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области на представление прокуратуры, ответчик получил отказы из ГУ ПФР РФ в Гагаринском районе Смоленской области, сектором социальной защиты населения в Гагаринском районе, Департаментом Смоленской области по социальному развитию по получению списков инвалидов, проживающих в Гагаринском районе.
Однако, доводы представителя ответчика в этой части суд находит необоснованными, поскольку, как следует из ответов Администрации Смоленской области, ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 21.09.2018 №05-13/6705-4977, Пенсионного фонда РФ от 14.08.2017 года, ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в Гагаринском районе Смоленской области от 31.10.2017 №4980, ответчику даны разъяснения относительно предоставления сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов ( л.д. 17-18,21-25, 27-28).
Кроме этого, постановлением Администрации Смоленской области от 20.12.2016 №768 (ред. от 19.04.2019) «Об определении уполномоченного органа государственной власти Смоленской области по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений (за исключением жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации» утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Смоленской области, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов т обеспечения условий их доступности для инвалидов, в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 13.11.2017 №777.
Так же, из постановления Администрации Смоленской области от 19.01.2018 №18 «О внесении изменений в областную государственную программу «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы» следует, что в целях организации деятельности Комиссии, а также в соответствии с планом мероприятий, Департаментом Смоленской области по социальному развитию составлены регистры инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, органов слуха, проживающих на территории Смоленской области, регистр инвалидов, проживающих в жилых помещениях, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также составлен реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в которых располагаются жилые помещения инвалидов.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, имея возможность, не организовали взаимодействие с Департаментом Смоленской области по социальному развитию, органами медико-социальной экспертизы относительно сведений инвалидов по Гагаринскому району, что привело к нарушению соблюдения законодательства о защите социальных инвалидов на доступность жилых помещений, а потому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области разработать: регистры инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; регистры инвалидов с нарушением органов слуха; регистры инвалидов с нарушением органов зрения; реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в которых располагаются жилые помещения инвалидов; план-график обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.
Судья Н.С.Гайдук