Дело № 2-300/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 20 февраля 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием истца Куликовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/2020 по исковому заявлению Куликовой ИО1 к Куликовой ИО2 и администрации Елизовского городского поселения о признании приватизации состоявшейся, включении недвижимого имущества в состав наследства и признании права собственности,
установил:
Куликова А.С. обратилась в суд с иском к Куликовой В.И. и администрации Елизовского городского поселения, в котором с учетом уточнения исковых требований, просила:
признать приватизацию жилого помещения, квартиры общей площадью 43,9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 360 258,62 рублей состоявшейся;
включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 360 258,62 рублей;
признать за ней право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке наследования (л.д. 37).
Свои требования Куликова А.С. мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец ФИО3., который ДД.ММ.ГГГГ приватизировал спорное жилое помещение, однако договор о приватизации не зарегистрировал в установленном законом порядке. В связи с отсутствием регистрации договора о приватизации отцом жилого помещения она, как единственный наследник, который своими фактическими действиями принял наследство ФИО3., не может реализовать свои наследственные права (л.д. 3-6).
В судебном заседании истец Куликова А.С., отказавшись от требования о признании приватизации жилого помещения состоявшейся, поддержала остальные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Елизовского городского поселения и Куликова В.И. в судебное заседание не явились. При этом администрация Елизовского городского поселения причины неявки своего представителя не сообщила, но представила письменное мнение на иск, согласно которому не возражала против удовлетворения заявленных требований (л.д. 48-49). Ответчик Куликова В.И. представила суду заявление о признании иска и отзыв на него, которым подтвердила суду обстоятельства, положенные истцом в обоснование своих требований (л.д. 52, 53-54).
Третьи лица на стороне истца, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Елизовского нотариального округа Ковалева С.В. и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и своих представителей в суд не направили. При этом управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а нотариус о причинах своей неявки не сообщала (л.д. 45, 46, 47, 66).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 и пункту 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
В силу статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ супруг и дети наследодателя являются наследниками первой очереди.
Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ и пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен принять его в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции на 22 февраля 1993 года (далее Закон) граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции на дату его принятия, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Соблюдение установленного статьями 7, 8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации в исполнительном органе местного Совета, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации договора (права собственности).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходившийся отцом истцу Куликовой А.С. и супругом ответчику Куликовой В.И., что подтверждается паспортом истца, свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ I-МЛ №, свидетельством о рождении истца от ДД.ММ.ГГГГ I-МЛ №, свидетельством о браке родителей истца от ДД.ММ.ГГГГ II-АЯ № (л.д. 9-10, 11,12. 13).
Согласно копии приватизационного дела на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – двухкомнатная квартира общей площадью 43,9 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, имеющая в настоящее время кадастровый № и кадастровую стоимость 1 360 258,62 рублей, по договору от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения в собственность гражданина на основании Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» была передана в собственность ФИО3. (л.д. 14, 16-17, 58-65).
С момента заключения указанного договора и до своей смерти ФИО3 не обратился ни органы, осуществлявшие регистрацию договоров о приватизации жилых помещений, ни в органы, осуществляющие государственную регистрацию перехода права собственности (л.д. 18, 20).
Поскольку при жизни ФИО3. совершил все необходимые и достаточные действия для передачи ему жилого помещения в собственность в порядке приватизации, не отозвал свое заявление на приватизацию и заключил договор о его приватизации, выразив тем самым волю на приватизацию спорного жилого помещения, спорная квартира в силу правовых норм Российской Федерации подлежит включению в наследственную массу после его смерти.
Наследниками первой очереди после смерти наследодателя ФИО3 являлись его дочь истец Куликова А.В. и его супруга – ответчик Куликова В.И., которые к нотариусу с заявлениями о принятии наследства ФИО3. либо заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, что подтверждается сообщением нотариуса Елизовского нотариального округа Камчатского края Ковалевой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47).
Согласно пояснениям истца Куликовой А.В. и её матери – ответчика Куликовой В.И., подтверждёнными показаниями свидетелей ФИО4. и ФИО5., а также копией поквартирной карточки на жилое помещение и справкой муниципального автономного учреждения «Единый расчетно-кассовый центр города Елизово» от ДД.ММ.ГГГГ № истец Куликова А.В. единственный из двух наследников ФИО3. кто в течение шести месяцев после смерти наследодателя своими фактическими действиями вступила во владение наследственным имуществом в виде спорной квартиры; приняла меры по его сохранению и несет бремя его содержания (л.д. 15, 19).
Поэтому требования Куликовой А.В. о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке наследования подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 360 258,62 рублей.
Признать за Куликовой ИО1 право собственности в порядке наследования на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 360 258,62 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2020 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |