Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-1790/2019 ~ М-1721/2019 от 08.07.2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2019 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,

при секретаре Хрипуновой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Кудряшовой В. М. об уменьшении уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Кудряшова В.М. обратилась в суд с заявлением о снижении исполнительского сбора указав, что на исполнение в ОСП Красноглинского района г. Самары находится ряд исполнительных производств о взыскании с Кудряшовой В. М. денежных средств.

Ввиду неисполнения требований исполнительных документов в срок для добровольного исполнения с должника были взысканы в установленном законом размере суммы исполнительского сбора:

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 12 851 рубль 28 копеек;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 8098 рублей 07 копеек;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 3262 рублей 43 копейки;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма, исполнительского сбора в размере 1542 рубля 22 копейки;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 3486 рубля 21 копейка;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 1956 рублей 46 копеек.

В ходе исполнения указанных исполнительных производств в отношении Кудряшовой В.М. судебным приставом-исполнителем была применена мера принудительного исполнения в виде обращения взыскания на единственный источник дохода должника - пенсию в размере 50% удержаний.

В настоящее время размер пенсии должника, которую должник получает фактически, составляет примерно 6 500 рублей. При этом, у должника имеется медицинское заболевание - сахарный диабет, который требует ежемесячных затрат на покупку лекарственных средств.

Для должника Кудряшовой В.М. размер исполнительского сбора является несоразмерно высоким. Она не имела возможности исполнить требования исполнительного документа ввиду большого размера суммы задолженности. Является пенсионером по старости, в период, когда необходимо было исполнить требования в срок для добровольного исполнения, размер пенсии составлял не более 10 000 рублей.

Просит суд снизить размер исполнительского сбора на 1\4 от установленного размера по указанным исполнительным производствам:

Заявитель в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель Красноглинского ОСП в судебное заседание не явился был извещен судом надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель УФССП по Самарской области, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Судом установлено, что судебным приставом исполнителем Красноглиснкого ОСП Алферовой Д.А. были вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств:

- -ИП от <дата> о взыскании с Кудряшовой В.М. задолженности по кредитным платежам 29786,55 руб. в пользу НАО «Первое коллекторское бюро».

--ИП от <дата> о взыскании с Кудряшовой В.М. задолженности по кредитным платежам 115686,70 руб. в пользу ООО «ЭОС»

--ИП от <дата> о взыскании с Кудряшовой В.М. задолженности по кредитным платежам 50740,58 руб. в пользу НАО «Первое коллекторское бюро»

- -ИП от <дата> о взыскании с Кудряшовой В.М. задолженности по кредитным платежам 46606,15 руб. в пользу АО «Банк русский стандарт»

- -ИП от <дата> о взыскании с Кудряшовой В.М. задолженности по кредитным платежам 183589,73 руб. в пользу АО «Банк русский стандарт»

Также судом установлено, что вышеуказанным исполнительным производствам судебным приставом исполнителем Красноглинского ОСП были вынесены постановления о взыскании с Кудряшовой В.И. исполнительского сбора.

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 12 851 рубль 28 копеек;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 8098 рублей 07 копеек;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 3262 рублей 43 копейки;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 3486 рубля 21 копейка;

- по исполнительному производству -ИП от <дата> сумма исполнительского сбора в размере 1956 рублей 46 копеек.

При этом из представленных судебным исполнителем сведений исполнительное производство -ИП от <дата> находится в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов.

Кудряшовой предоставлены суду сведения о наличии заболеваний сахарный диабет 2 тип, диабетическая ретинопатия, гипертоническая болезнь, хронический пиелонефрит, панкреатит, холецистит, в связи с чем заявитель нуждается постоянном приеме дорогостоящих препаратов.

Также заявителем представлены сведения о получении пенсии 6942,78 руб.

удовлетворяя административное исковое заявление Кудряшовой В.М. и снижая размер исполнительского сбора на 1/4 суд исходит из того, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, т.к. должником требования исполнительного документа не выполнены в установленный срок, в то же время заявителем принимались меры к погашению задолженности, что позволяет уменьшить размер штрафной санкции.

Установление конкретных размеров сбора, взимаемого в случае принудительного исполнения судебных и иных актов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, является прерогативой законодателя, однако размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 128 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В связи с чем, требования истца в части снижения исполнительского сбора по производству -ИП от <дата> неподсудны Красноглинскому районному суду г. Самары и Кудряшова В.М. вправе обратиться в суд по месту нахождения Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 358,363 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Кудряшовой В. М. об уменьшении уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора, взыскиваемого с Кудряшовой В. М. в рамках исполнительного производства -ИП, -ИП, -ИП, -ИП, -ИП

Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом.

Судья Н.Г. Дурнова

2а-1790/2019 ~ М-1721/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кудряшова В.М.
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Малахова К.С. ОСП Красноглинского района г. Самары
Другие
УФССП России по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Дурнова Н. Г.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
08.07.2019Регистрация административного искового заявления
08.07.2019Передача материалов судье
09.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2019Судебное заседание
18.07.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее