Судья Прибылов А.В. Дело 33-8826/2021
50RS0<данные изъяты>-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2021 года апелляционную жалобу Фирстовой Г. А. на решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу
по иску Фирстовой Г. А. к ГУ - УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, его представителя,
УСТАНОВИЛА:
Фирстова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от <данные изъяты>, о включении в специальный стаж периодов работы с 03.12.2003г. по настоящее время в должности спасателя (медика) поисково-спасательный отряд <данные изъяты> ГУМО «Мособлспас», 343 пожарно- спасательной части Раменского ( Люберецкого) территориального управления, и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты>.
Исковые требования мотивировала тем, что 18.03.2019г. истец обратилась в ГУ-Управление <данные изъяты> ПФР по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 28.05.2019г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия в соответствии со ст. 30 п.1 пп.16 Федерального Закона от 28.12.2013г. <данные изъяты> «О страховых пенсиях» 15 летнего льготного стажа. Данное решение ГУ-УПФР <данные изъяты> истец считает незаконным, поскольку представленной трудовой книжкой подтверждается ее работа в должности спасателя МЧС РФ с <данные изъяты>.
Решением суда в иске отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что 18.03.2019г. истец обратилась в ГУ-УПФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 28.05.2019г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия в соответствии со ст. 30 п.1 пп.16 Федерального Закона от 28.12.2013г. <данные изъяты> «О страховых пенсиях» 15 летнего льготного стажа.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанций исходил из того, что для досрочного пенсионного обеспечения необходимо работать спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России, при этом спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, в связи с чем, они правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. <данные изъяты> «О страховых пенсиях» не пользуются.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от <данные изъяты> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 702, которым предусмотрена должность спасателя.
Как следует из материалов дела, истец 18.03.2019г. истец обратилась в ГУ-УПФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 28.05.2019г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия в соответствии со ст. 30 п.1 пп.16 Федерального Закона от 28.12.2013г. <данные изъяты> «О страховых пенсиях» 15 летнего льготного стажа.
Согласно трудовой книжки истец оформлена на работу в должности спасатель МЧС РФ: 03.12.2003г. принята в поисково-спасательный отряд <данные изъяты> спасатель-медик, 31.01.2005г. уволена переводом в должности спасатель в ГКУ МО Мособлспас, 01.02.2005г. принята в поисково-спасательный отряд <данные изъяты> на должность спасателя в порядке перевода из Министерства по делам гражданской обороны и ЧС по МО, 23.12.2005г. присвоение квалификации спасатель 3 класса в ГКУ МО, 01.01.2008г. государственное учреждение по МО «Московская областная спасательная служба» ГУ МО «Мособспас» реорганизовано в государственное учреждение <данные изъяты> «Московская областная противопожарная-спасательная служба» (ГУ МО «Мособлпожспас»), 01.01.2008г. поисково-спасательный отряд <данные изъяты> переподчинен Раменскому территориальному управлению силами и средствами ГУ МО «Мособлпожспас», 23.04.2009г. присвоена квалификация «Спасатель 2 класса», 01.11.2010г. переведена на должность спасателя (медика) в 343 специализированную пожарную часть, 01.07.2011г. переведена в 343 пожарно-спасательную часть на должность спасателя (медика), 20.12.2012г. подтверждена квалификация «Спасатель 2 класса», 18.02.2016г. подтверждена квалификация «Спасатель 2 класса», 14.02.2019г. подтверждена квалификация «Спасатель 2 класса», 01.07.2020г. переведена в Люберецкое территориальное управление силами и средствами ГКУ МО «Московская областная противопожарная спасательная служба» в поисково-спасательный пост 343 пожарно-спасательной части на должность спасатель (медик).
В соответствии с пп. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, анализируя приведенные нормы закона применительно к установленным обстоятельствам дела, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд верно пришел к выводу о том, что обстоятельств, с которыми закон связывает право на назначение пенсии по основанию пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при рассмотрении заявленных истцом требований, не установлено, поскольку спасатели поисково- спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России.
Такие выводы суда первой инстанции основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Оснований не согласиться с такой оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется, работа истца в спорный период как соответствующая требованиям подпункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не отвечает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств имеющих юридическое значение, являются несостоятельными и отмену решения суда они не влекут.
При отсутствии у истца специального стажа не менее 15 лет, у суда отсутствовали основания для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно вывод суда об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости соответствует требованиям закона.
Пунктами 29, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Принятие дополнительных (новых) доказательств в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ оформляется вынесением определения с указанием в нем мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности представления этих доказательств в суд первой инстанции по причинам, признанным уважительными, а также об относимости и допустимости данных доказательств.
В суде апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от <данные изъяты>) от представителя истца принято заключение № ГЭУТ-02/90 Министерства социального развития <данные изъяты>.
Как следует из указанного заключения ГКУ МО «Мособлпожспас» находится в ведомственном и оперативном подчинении ГУ МЧС России по <данные изъяты> и сходит в единую систему МЧС России, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ГКУ Мо « Мособлпожспас» является профессиональной аварийной спасательной службой, аварийно- спасательным формированием с правом проведения поисково- спасательных работ и аварийно- спасательных работа связанных с тушением пожаров на территории <данные изъяты>. В указанном залючении сделан вывод о том, что состав и характер труда фактически выполняемых истцом в период с <данные изъяты> по настоящее время по профессии «спасатель» (медик) поисково- спасательного отряда <данные изъяты> ГУМО «Мособлспас», 343 пожарно- спасательной части Раменского (Люберецкого) территориального управления силами и средствами ГКУ Мо « Мособлпожспас» соответствует составу и характеру труда для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ от <данные изъяты> <данные изъяты>-Фз « О страховых пенсиях» и Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 665 (л.д.210-240).
Оценивая указанное заключение по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что оно основано на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, выводы, сделанные в нем, не являются основанием для включения спорных периодов работы в специальный стаж по п.п. 16 ч. 1 ст.30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей работу в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, а не субъекта.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Фирстовой Г. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи