№2а-1130/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-000824-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре Мариной А.С.,
при участии в деле: административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, его представителя Крайновой С.В., действующей на основании доверенности от 24.09.2018,
административного ответчика Давыдова Э.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Давыдову Э. Ш. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу и по пени по налогу на имущество физических лиц,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган) обратилась с административным иском, уточнённым в ходе рассмотрения дела, о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу и по пени по налогу на имущество физических лиц, в котором просит суд взыскать с Давыдова Э.Ш. задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2011, 2012, 2015 гг. в размере 5978,17 руб., задолженность по пени по налогу на имущество с физических лиц за 2013-2015 гг. в размере 2543,94 руб., а всего на общую сумму 8522,11 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Давыдов Э.Ш. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска. Он является правообладателем: автомобиля легкового «BMW X3», государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска, дата регистрации права собственности 25.01.2012.
Кроме того, за Давыдовым Э.Ш. зарегистрированы:
квартира по адресу: <адрес>, площадь – 78,6 кв.м., дата регистрации права собственности 14.03.2012, кадастровый номер – 13:23:0901177:126;
квартира по адресу: <адрес>, площадь – 46,8 кв.м., дата регистрации права собственности 14.03.2012, кадастровый номер – 13:23:0901177:125;
иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> площадь – 62,5 кв.м., дата регистрации права собственности 17.01.2013, дата снятия с учета 24.04.2015, кадастровый номер – 13:23:0901154:254.
Налоговым органом Давыдову Э.Ш. был начислен транспортный налог за 2012, 2015 гг. и налог на имущество физических лиц за 2013-2015 гг. В установленные сроки налоги уплачены не были. Задолженность по налогам была взыскана службой судебных приставов в рамках исполнительных производств.
Вместе с тем, в связи с неоплатой указанных налогов налоговым органом Давыдову Э.Ш. начислены пени и 25.09.2017 выставлено требование №5878 со сроком уплаты до 20.11.2017. Данное требование было направлено по почте по месту регистрации налогоплательщика и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма; в установленный срок исполнено не было.
Заявление о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени было ранее рассмотрено в порядке приказного производства, 07.02.2018 вынесен судебный приказ. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 06.12.2018.
ИФНС по Ленинскому району г. Саранска просит суд взыскать с Давыдова Э.Ш. задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2011, 2012, 2015 гг. в размере 5978, 17 рублей, задолженность по пени по налогу на имущество с физических лиц за 2013-2015 гг. в размере 2543, 94 рублей, а всего на общую сумму 8522,11 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Крайнова С.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - заказным письмом с уведомлением.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебное извещение административному ответчику Давыдову Э.Ш. направлено по почте своевременно и не получено им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Административный ответчик об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК Российской Федерации) каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 НК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к каковым относятся автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 НК Российской Федерации).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 НК Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 360 НК Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 359 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК Российской Федерации регламентировано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. На территории Республики Мордовия ставки устанавливаются Законом Республики Мордовия №46-З от 17.10.2002 «О транспортном налоге».
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 НК Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.
Согласно пункта 4 статьи 57 НК Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со статьей 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе на жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), иные здание, строение, сооружение, помещение.
Порядок определения налоговой базы установлен в статье 402 НК Российской Федерации и определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Давыдов Э.Ш. является собственником автомобиля легкового «BMW X3», государственный регистрационный знак №, 2011 года выпуска, дата регистрации права собственности 25.01.2012.
Кроме того, за Давыдовым Э.Ш. зарегистрированы квартира по адресу: <адрес>, площадь – 78,6 кв.м., дата регистрации права собственности 14.03.2012, кадастровый номер – 13:23:0901177:126; квартира по адресу: <адрес>, площадь – 46,8 кв.м., дата регистрации права собственности 14.03.2012, кадастровый номер – 13:23:0901177:125;
иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, площадь – 62,5 кв.м., дата регистрации права собственности 17.01.2013, дата снятия с учета 24.04.2015, кадастровый номер – 13:23:0901154:254.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2016 года) транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в указанную норму внесены изменения, в соответствии с которыми транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Указанная редакция абз. 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации действует с 01.01.2016 года.
Налогоплательщику Давыдову Э.Ш. были направлены единые налоговые уведомления для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов: № со сроком исполнения не позднее 01 ноября 2013 г. (л.д. 15), № 456128 со сроком исполнения не позднее 05 ноября 2014 г. (л.д. 16), № 306387 со сроком исполнения не позднее 01 октября 2015 г. (л.д. 17), № 89742889 со сроком исполнения не позднее 01 декабря 2016 г. (л.д. 18).
В установленные сроки налоги не были уплачены.
Налоговым органом было выставлено требование № 5878 от 25 сентября 2017 г., из которого следует, что за Давыдовым Э.Ш. числится, в том числе задолженность по пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты до 20.11.2017 (л.д. 19). Из налоговых уведомлений усматривается, что задолженность по пени, поименованная в административном иске и учтённая в указанном требовании, сложилась ввиду неуплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц по таким объектам налогообложения, как автомобиля легкового «BMW X3», государственный регистрационный знак №, квартиры по адресу: <адрес>, квартиры по адресу: <адрес>, иных строений, помещений и сооружений по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требование об уплате транспортного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени направлены Давыдову Э.Ш. заказными письмами по его месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными ответчиком.
Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика (л.д.25 – 31) в установленные законом сроки транспортный налог, налог на имущество физических лиц Давыдовым Э.Ш. уплачены не были.
По настоящее время за Давыдовым Э.Ш. числится непогашенная задолженность по пени по транспортному налогу за 2011, 2012, 2015 гг., пени по налогу на имущество физических лиц за 2013-2015 гг. на общую сумму 8522,11 руб.
Административным истцом представлен расчет задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени (л.д. 4, 21-23), который судом проверен, является арифметически верным:
Расчет пени по требованию № 5878 от 25.09.2017:
пени по транспортному налогу за 2011 г.: срок уплаты налога 01.11.2012, сумма налога 39839,90 руб. Период начисления пени с 01.12.2015 по 27.03.2016, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки -147,03 руб.;
пени по транспортному налогу за 2012 г. срок уплаты налога 01.01.2013, сумма налога 30805,20 руб. Период начисления пени с 01.12.2015 по 21.09.2016, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки - 2375,78 руб.;
пени по транспортному налогу за 2015 г. срок уплаты налога 01.12.2016, сумма налога 38700 руб. Период начисления пени с 02.12.2016 по 24.09.2017, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки ЦБ -3513,32 руб.
Итого: 147,03 ру6. + 2375,78 ру6. + 3513,32 руб. = 6036,13руб.
Пени по налогу на имущество физических лиц:
за 2013г. срок уплаты налога 05.11.2014, сумма налога 13062,64 руб. Период начисления пени с 01.12.2015 по 27.03.2016, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки ЦБ - 375,82 руб.;
за 2014г. срок уплаты налога 01.10.2015, сумма налога 13063 руб. Период начисления пени с 01.12.2015 по 21.09.2016, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки ЦБ -1358,22 руб.;
за 2015г. срок уплаты налога 01.12.2016, сумма налога 6883 руб. Период начисления пени с 02.12.2016 по 24.09.2017, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки ЦБ - 624,86 руб.
За 2013,2014 гг. срок уплаты налога 05.11.2014, 01.10.2015, сумма налога 22418,31 руб. Период начисления пени с 01.11.2015 по 30.11.2015, сумма пени для включения в требование с учетом списания, оплаты и изменений ставки ЦБ -185,03 руб.
Итого: 375,82 руб. + 1358,22 руб. + 624,86 руб.+ 185,03 руб. = 2543,93руб.
Общая сумма задолженности по пени: 6036,13 руб. – 57,95 руб. (оплаченная сумма пени) + 2543,93 руб. = 8522,11 руб.
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.
Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенные по уважительной причинесрокиподачизаявленияо взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи48НК Российской Федерации, могут бытьвосстановленысудом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничениисрока в течение которого налоговый орган вправе обратиться всудза взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределамисроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение КонституционногоСудаРоссийской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Из материалов дела следует, что связи с неисполнением налогоплательщиком Давыдовым Э.Ш. установленной законом обязанности по уплате налога в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Ленинского района г. Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Давыдова Э.Ш. задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска 07.02.2018 был вынесен судебный приказ о взыскании с Давыдова Э.Ш. задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 г. в размере 6036 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 2543,94 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска от 06 декабря 2018 года в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен.
Процессуальный срок при обращении, как к мировому судье, так и в районный суд с административным иском налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Давыдову Э.Ш. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2011, 2012, 2015 гг. в размере 5978,17 рублей, задолженности по пени по налогу на имущество с физических лиц за 2013-2015 гг. в размере 2543,94 рублей, а всего на общую сумму 8522,11 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 НК Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Поскольку административный истец, как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика Давыдова Э.Ш. в доход бюджета городского округа Саранск.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Давыдова Э.Ш. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Давыдову Э. Ш. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу и по пени по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Давыдова Э. Ш., зарегистрированного по адресу: <адрес> бюджет Республики Мордовия задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2011, 2012, 2015 гг. в размере 5978 рублей 17 коп., в бюджет городского округа Саранск задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2013-2015 гг. в размере 2543 рубля 94 коп., а всего на общую сумму 8 522 (восемь тысяч пятьсот двадцать два) рубля 11 копеек.
(Реквизиты для перечисления транспортного налога и пени: – УФК МФ РФ г. Саранск, расчетный счет № 40101810022020017002 в ГРКЦ Национального банка, КБК транспортного налога 18210604012021000110, КБК пени 18210604012022000110, БИК 048952001, ИНН №, ОРГН №, ОКТМО – 89701000, КПП – 132601001).
(Реквизиты для перечисления налога на имущество физических лиц и пени: - УФК МФ РФ г. Саранск, расчетный счет № 40101810022020017002 в ГРКЦ Национального банка, КБК налога на имущество физических лиц 18210601020041000110, КБК пени 18210601020042000110, БИК 048952001, ИНН №, ОРГН №, ОКТМО – 89701000, КПП – 132601001).
Взыскать с Давыдова Э. Ш. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 г.
Судья А.К. Чибрикин