Дело № 2а-3304/2020
73RS0001-01-2020-004033-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2020г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Суслиной А.Х.,
при участии представителя административного истца Трифоновой О.В.,
представителя административного ответчика Скобеева А.М.,
представителя заинтересованного лица Качалова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евсеева Ю.В. , Садыкова Р.Р. к Управлению к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений,
установил:
Истцы Евсеев Ю.В., Садыков Р.Р. обратились в суд иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
В обоснование иска указано, что Евсеев Ю.В. И Садыков Р.Р. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 659 кв.м, расположенного по у: <адрес>. Вид разрешенного использования земельного участка: под индивидуальное жилищное строительство. Евсееву Ю.В. принадлежит доля в размере 268/536 в праве общей долевой собственности на данный земельный участок. Садыкову Р.Р. принадлежит доля в размере 268/536 в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок. Ранее на земельном участке располагался старый жилой дом, принадлежащий административным истцам Евсееву Ю.В. и Садыкову Р.Р. на праве общей долевой собственности, который был ими снесен. В целях дальнейшего строительства на данном земельном участке и получения в селенном законом порядке разрешения на строительство, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка». 03.06.2020 года в адрес заявителей из Управления Росреестра по Ульяновской области поступили уведомления об отказе во внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица №КУВД-001/2020-5526403/1, №КУВД-001/2020-5526403/2.
Просили суд признать незаконным отказ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 03 июня 2020 г. (уведомление № КУВД-001/2020-5526403/1 (2) от 03.06.2020) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с «под индивидуальные жилые дома» на «блокированная жилая застройка».
Представитель административных истцов Трифонова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Скобеев А.М. в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель заинтересованного лица Качалов С.А. просил иск удолветворить.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования
Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> располагается в функциональной зоне коттеджной и усадебной застройки.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 23.07.2014 (в редакции от 30.10.2019) указанный земельный участок располагается в территориальной зоне Ж6 - Зона смешанной жилой застройки. Вид разрешенного использования земельного участка «Блокированная жилая застройка» поименован в основных видах разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии наделена полномочиями по органа регистрации прав.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 № 218-ФЗ регистрации вида разрешенного использования земельного участка является дополнительным сведением об объекте недвижимого имущества. Пунктом 4 статьи 7 № 218-ФЗ, орган регистрации прав осуществляет внесение сведений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании документов, поступивших в порядке, установленном частью 3 статьи 13 указанного закона.
Так, внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в уведомительном порядке - при внесении в установленных № 218-ФЗ случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Орган, осуществляющий внесение изменений в сведения об объекте недвижимости не вправе отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с № 218-ФЗ несоответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию не предусмотрено в качестве основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить административные исковые требования Евсеева Ю.В. , Садыкова Р.Р. к Управлению к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст. 175 -180, 218-228 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Евсеева Ю.В. , Садыкова Р.Р. к Управлению к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 03 июня 2020 г. (уведомление № КУВД-001/2020-5526403/1 (2) от 03.06.2020) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №-, расположенного по адресу: <адрес>, с «Под индивидуальные жилые дома» на «блокированная жилая застройка».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Сизов