Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2225/2016 ~ М-1987/2016 от 26.10.2016

Дело № 2а –2225/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2016 года                             ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи:     Береговой С.В.,

при секретаре     Ивановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михалева Ю. Ю.ча к Администрации Кондопожского муниципального района об обжаловании решения об отказе в изменении разрешенного использования земельного участка,

установил:

Михалев Ю.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности административному истцу, в том числе объект культурного наследия – чугуноплавильный завод. Указанный земельный участок расположен в с кадастровом квартале <...>, местоположение указано: ........, Кончезерское сельское поселение, ........ и имеет вид разрешенного использования: благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия. В соответствии с Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ предоставление указанного земельного участка Михалеву Ю.Ю. возможно в случае изменения вида разрешенного использования. Администраций Кондопожского муниципального района отказано в удовлетворении заявления об изменении разрешенного вида использования земельного участка на вид: «для обслуживания зданий». Полагает, что в результате невозможности исполнения обязанностей по содержанию и ремонту объекта культурного наследия, происходит непрерывный процесс его разрушения, поскольку собственник здания не может оформить земельно-правовые отношения, в связи с чем, не имеет юридических прав на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе: на определение доступа к нему. Просит признать незаконным решение Администрации Кондопожского муниципального района об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. вида разрешенного использования - благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия и установить вид разрешенного использования: «для обслуживания зданий».

В судебном заседании Михалев Ю.Ю. и его представитель Бордаченко А.В., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования, указав, что ранее земельный участок с кадастровым номером <...> был предоставлен в собственность Михалеву Ю.Ю. в <...> году в собственность с разрешенным видом использования: «для обслуживания зданий». При этом публичных слушаний для его изменения не проводилось, оснований для его изменения не имелось. Полагают, что испрашиваемый вид использования земельного участка не противоречит существующему регламенту и, что отказом в изменении вида использования земельного участка нарушаются его права, как собственника принадлежащих ему зданий, по их обслуживанию.

Представитель администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц: представители Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия, Управления Росреестра по РК, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РК, Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» Министерства культуры Республики Карелия, администрации Кончезерского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вопрос об удовлетворении заявления оставили на усмотрение суд, указав, что изменение разрешенного вида земельного участка на основании действующего законодательства, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Управление Росреестра по РК в отзыве указали, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером <...>, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РК в представленном отзыве сообщили, что сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия. Территориальная зона П1 (н), сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Земельный участок расположен в территориальной зоне с особыми условиями использования территорий № ...прибрежная полоса, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости ХХ.ХХ.ХХ. В настоящее время в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствует информация о зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <...>. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя

Заслушав пояснения административного истца и его представителя, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из принципов правового регулирования землепользования является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

По общему правилу разрешенный вид использования земельных участков определяется градостроительным регламентом, который содержится в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, пп. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, далее - ГрК РФ).

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утверждён Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 статьи 85).

В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Пунктом 11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно п.12 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В силу п.13 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии со ст. 4 Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» закреплены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В том числе: перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии со ст.37 Гр РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с частью 2 этой же статьи виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. Пунктом 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ закреплены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно п. 21 вышеназванного Положения изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном названным Положением.

Из материалов дела следует, что Михалев Ю.Ю. является собственников следующих объектов недвижимости: здание автогаража и пункта технического обслуживания тракторов, площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации права ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание стоянок для сельхозмашин, площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание пункта технического обслуживания автомашин, площадью 162,2 кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание механических мастерских, площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание ангара для хранения техники площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание ангара для хранения техники площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание ангара для хранения техники площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), здание ангара для хранения техники площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ), площадка для хранения техники, площадью <...> кв.м. (свидетельство о регистрации пава ........ от ХХ.ХХ.ХХ).

Как следует из отзыва ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» доменный корпус и медеплавильный корпус чугуноплавильного завода в ........ на основании постановления Совета М. К. от ХХ.ХХ.ХХ № ... являются памятниками истории и культуры местного значения. В соответствии с законодательством указанные здания отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Михалевым Ю.Ю., как собственником объектов культурного наследия оформлено охранное обязательство на указанные объекты. Распоряжением П. П. Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р установлены зоны охраны памятников истории и культуры исторической части села ......... В охранной зоне корпусов Кончезерского металлургического завода и зоне регулирования застройки на территории ремонтно-механических мастерских, в том числе располагается земельный участок с кадастровым номером 10:03:0070121:94.

Из представленного охранного обязательства, Михалев Ю.Ю., как собственник названных объектов обязан, в том числе: содержать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии. Не допускать использование этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не про изводить никаких пристроек к используемому объекту культурного наследия и изменения его внешнего облика. Не вести каких-либо земляных работ на территории объекта культурного наследия без специального письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия.

В охранной зоне запрещаются определенные виды деятельности, в том числе: любое новое строительство, возведение новых пристроек к корпусам завода; существующие пристройки, искажающие исторический облик памятника, подлежат разборке; в перспективе необходима реставрация памятника и благоустройство его территории.

Михалев Ю.Ю. обратился в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. для последующего оформления долгосрочной аренды.

Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия направил в адрес Михалева Ю.Ю. распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятого по результатам рассмотрения заявления от ХХ.ХХ.ХХ, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <...>. Земельный участок расположен в территориальной зоне П1 (Н), вид разрешенного использования: благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия. Предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка. Также в п. 5 указано, что предоставление земельного участка в аренду возможно в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.

На заявления от ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ, в которых Михалев Ю.Ю. просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, администрацией Кондопожского муниципального района в адрес Михалева Ю.Ю. направлено сообщение, в котором указано на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> В письме разъяснено, что в период проведения межевания указанного земельного участка был утвержден генеральный план Кончезерского сельского поселения и правила землепользования. В соответствии с правилами землепользования и застройки Кончезерского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером <...> категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия расположен в Кончезерском сельском поселении в территориальной зоне П1 (Н) – производственная подзона охраны объектов культурного наследия. Территориальная зона П1 (Н) установленная распоряжением П. П. Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р «Об установлении зоны охраны памятников истории и культуры исторической части села ........».

Согласно представленным правилам землепользования и застройки Кончезерского сельского поселения от 2012 года П1(Н)- производственная подзона охраны объектов культурного наследия. Основной вид разрешенного использования земельных участков, закрепленные в п. 2.8.2 указан как: благоустройство территории, в том числе рекультивация нарушенных земель в целях проведения работ, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объектов культурного наследия. Зеленые насаждения, в том числе деревья и кустарники. Определены условно разрешенные виды использования: объекты капитального строительства, возводимые (реконструируемые) по специально разработанным проектам, согласованным с государственными органами охраны памятников. Санитарно-защитные зоны от объектов капитального строительства. Вспомогательные виды разрешенного использования не предусмотрены.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> был установлен до введения Классификатора в действие.

На основании указанных норм права суд полагает, что при изменении разрешенного использования прежний его вид изменяется на какой-то новый вид, который функционально отличается от прежнего вида. Выбор нового вида разрешенного использования для земельного участка после вступление в действие Классификатора должен, с одной стороны, осуществляться из числа, установленных Классификатором, а с другой стороны, соответствовать градостроительному регламенту согласно действующим Правилам землепользования и застройки.

Таким образом, привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором возможно только в пределах тех видов использования земельного участка, включенного в ту или иную зону, которые предусмотрены Правилами землепользования и застройки, утвержденными на соответствующей территории муниципального образования. В настоящее время действующими на территории Кончезерского сельского поселения Правилами землепользования и застройки не предусмотрено в зоне П1(Н) разрешенного вида использования: «для обслуживания зданий». Следовательно, требования истца об установлении вида разрешенного использования в противоречие с нормативным актом местного уровня не основаны на законе.

Суд также учитывает, что обязанность по установлению соответствия видов разрешенного использования вступившему в силу Классификатору может быть исполнена администрацией Кондопожского муниципального района в срок до ХХ.ХХ.ХХ.

Ссылку административного истца о том, что ранее предоставленный земельный участок с кадастровым номером <...>, границы которого фактически совпадают со спорным земельным участком, был предоставлен в собственность Михалеву Ю.Ю. с разрешенным видом использования: «для обслуживания зданий» и отсутствием документов, подтверждающих изменение его вида использования, суд отклоняет, поскольку Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>.

Несогласие Михалева Ю.Ю. с отказом об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также позиция о невозможности использования земельного участка для обслуживания объектов, принадлежащих административному истцу на праве собственности, не является основанием для удовлетворения административного искового заявления. Мероприятия для проведения работ, могут осуществляться согласно требованиям законодательства в том числе, в соответствии со ст.ст. 40, 44 ГрК РФ.

Кроме того, статья 45 Закона № 73-ФЗ устанавливает порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в которые также входит процедура получения разрешения и задания на проведение работ, наличие соответствующей лицензии и др.

Таким образом, оспариваемая позиция администрации Кондопожского муниципального района, выраженная в письме от ХХ.ХХ.ХХ сама по себе не нарушает права заявителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации Кондопожского муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельного участка не нарушает права и законные интересы административного истца, не противоречит ЗК РФ, ГрК РФ и названным выше Федеральным законам, оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий администрации Кондопожского муниципального района, в связи с чем, требования Михалева Ю.Ю. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     С.В.Берегова

В окончательной форме решение изготовлено 30 декабря 2016 года

2а-2225/2016 ~ М-1987/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михалев Юрий Юрьевич
Ответчики
Администрация Кондопожского муниципального района
Другие
Управление Росреестра по РК
Государственное учреждение "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия"
Администрация Кончезерского сельского поселения
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастовая палата Росреестра" по РК
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
26.10.2016Регистрация административного искового заявления
26.10.2016Передача материалов судье
28.10.2016Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2016Судебное заседание
13.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Судебное заседание
30.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2017Дело оформлено
18.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее