№ 5-4/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 января 2021 года г. Приволжск Ивановской обл.
Судья Приволжского районного суда Ивановской области Красоткина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
индивидуального предпринимателя Киселева Андрея Александровича, <...>, сведений о привлечении к административной ответственности по гл. 6 КоАП РФ не имеется,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Приволжского районного суда Ивановской области находится дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ИП Киселева А.А.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 18.12.2020 года главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Ивановской области, 17.12.2020 года в 13.00 час. в гостевом доме «Софи», расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, ул. Кирова, д. 8, в нарушение п. 4.4 Регламента порядка работы санаторно-курортных учреждений, гостиниц, пансионатов, домов отдыха, гостевых домов и иных средств размещения в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» на территории Ивановской области, являющегося приложением № 21 к Постановлению Правительства Ивановской области № 209-п от 08.05.2020 года, ИП Киселев А.А. не обеспечил проведение термометрии сотрудников в течение рабочего дня (смены).
Управление Роспотребнадзора по Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило.
ИП Киселев А.А. в судебном заседании вину во вмененном правонарушении не признал. По обстоятельствам дела пояснил, что он лично осуществляет мониторинг температуры сотрудников гостевого дома «Софи». До проверки температура измерялась дважды в течение смены: первый раз утром в начале рабочего дня, второй раз ближе к вечеру. При этом он учитывал, что в региональном законодательстве (п. 4.3 Регламента, а не 4.4, как указано в акте проверки и протоколе) не прописано четкое количество измерений, которое необходимо произвести в течение рабочего дня, поэтому он руководствовался рекомендациями главного государственного санитарного врача РФ о проведении термометрии не менее 2-х раз в день (утром и вечером) (п. 12 МР 3.1/2.1.0193-20). В ходе проверки специалист Роспотребнадзора пояснила, что двух раз в день недостаточно, необходимо измерять температуру трижды в день. Свое указание специалист Роспотребнадзора ничем не обосновала, но он не стал спорить и проводит термометрию сотрудников трижды, все измерения вносит в соответствующий журнал.
Заслушав ИП Киселева А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Исходя из буквального толкования диспозиции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
По смыслу указанных правовых норм санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп "а. 2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В силу положений п.п. «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
За нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ введена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Указом Губернатора Ивановской области № 23-уг от 17 марта 2020 года «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции:
- на территории Ивановской области с 18.03.2020 года введен режим повышенной готовности (п. 1),
- Ивановская область определена территорией, в границах которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3),
- предписано обеспечить соблюдение регламентов по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Правительством Ивановской области (п. 12.13).
Постановлением Правительства Ивановской области от 08.05.2020 N 209-п были утверждены регламенты по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ивановской области.
Приложением 21 к указанному постановлению, введенным Постановлением Правительства Ивановской области от 31.07.2020 года № 349-п, утвержден Регламент порядка работы санаторно-курортных учреждений, гостиниц, пансионатов, домов отдыха, гостевых домов и иных средств размещения в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ивановской области.
Пунктом 4.3 указанного Регламента предусмотрено проведение профилактических мероприятий среди сотрудников указанных организаций, в том числе проведение термометрии в течение рабочего дня (смены).
Исходя из буквального значения слов и выражений, содержащихся в акте комиссии по контролю за соблюдением мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией от 17.12.2020 года и в протоколе об административном правонарушении от 18.12.2020 года, ИП Киселеву А.А. вменено нарушение именно п. 4.3 Регламента (а не 4.4, как указано в акте и протоколе) - необеспечение проведения термометрии сотрудников в течение рабочего дня (смены), т.е. фактически вменено невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Ивановской области, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Ни в акте комиссии по контролю за соблюдением мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией, ни в протоколе об административном правонарушении не приведены какие-либо нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы нарушил или не выполнил ИП Киселев А.А.
Общая ссылка в протоколе об административном правонарушении на СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года № 15, а также постановление Главного санитарного врача РФ от 16.10.2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19» в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» не свидетельствует о том, что в действиях ИП Киселева А.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку каких-либо требований к проведению термометрии работников данные нормативные акты не содержат.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Пункт 4.3 Регламента Ивановской области, предписывающий проведение термометрии сотрудников в течение рабочего дня (смены), не содержит указания на количество либо периодичность измерения температуры конкретного работника в течение рабочего дня.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.04.2020 года № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» (вместе с «МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации») рекомендована термометрия работников в течение рабочего дня с периодичностью 1 раз в 4 часа.
Пунктом 12 Методических рекомендаций МР 3.1/2.1.0193-20 «Профилактика инфекционных болезней. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции в учреждениях, осуществляющих деятельность по предотвращению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)», утвержденных 04.06.2020 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным санитарным врачом РФ, рекомендовано проведение термометрии персонала не менее 2-х раз в день (утром и вечером).
Вместе с тем, указанные Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а также не вменены ИП Киселеву А.А. при составлении протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании исследован представленный ИП Киселевым А.А. журнал записи измерений температуры работников гостевого дома «Софи». Установлено, что журнал ведется с августа 2020 года - с момента открытия гостевого дома после снятия соответствующих ограничительных мер по настоящее время. До момента проверки 17.12.2020 года термометрия производилась дважды в день (утром и вечером), начиная с 18.12.2020 года – трижды в течение смены. Копия журнала за период 15-22 декабря 2020 года приобщена к материалам дела.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что наличие в действиях ИП Киселева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не доказано, поэтому дело подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Киселева Андрея Александровича в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2021 года.
Судья Красоткина М.М.