Дело № 2-109/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2012 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Антоновой А.В.,
с участием заявителя Мингалеева Е.Р. и его представителя Георгиевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> <данные изъяты> Мингалеева Е.Р. об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанного с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия,
У С Т А Н О В И Л:
Мингалеев Е.Р. обратился в Казанский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации (далее - Министра обороны РФ), руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее – начальника ГУК МО РФ) и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанного с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Из заявления Мингалеева Е.Р. следует, что на основании приказа командира войсковой части <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно контракту о прохождении военной службы сроком <данные изъяты>, он проходит военную службу в должности <данные изъяты>. Несмотря на добросовестное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, в связи с незачислением заявителя в списки личного состава воинской части, заявителю, в оспариваемый период, не выплачивалось денежное довольствие. Полагая, что бездействие Министра обороны РФ, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника ГУК МО РФ и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанное с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия является незаконным, просил суд обязать вышеуказанных должностных лиц выплатить ему денежное содержание за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также взыскать с Министра обороны РФ компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании Мингалеев Е.Р. поддержал заявленные требования в полном объёме и просил их удовлетворить, при этом пояснил, что в <Дата обезличена> военным комиссариатом Республики Татарстан по <данные изъяты> он направлен в <Адрес обезличен> для прохождения военной службы в войсковую часть <Номер обезличен>, где заключил с Министерством обороны РФ, в лице командира данной воинской части, контракт о прохождении военной службы и приказом командира войсковой части <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> принят на военную службу по контракту. При этом, заявитель приступил к исполнению должностных обязанностей, но выплата денежного довольствия не производилась, фактически всеми видами довольствия заявитель обеспечен не был. На неоднократные обращения к командиру воинской части <Номер обезличен> о невыплате ему денежного довольствия, получал ответы, что в настоящее время приказы по личному составу издаёт Министр обороны РФ, куда и направлены его документы для принятия решения. В связи с отсутствием решения о назначении его на должность приказом Министра обороны РФ, отсутствием денежных средств, вещевого довольствия, Мингалеев Е.Р. был вынужден подать рапорт об исключении его из списков личного состава воинской части. Указанный рапорт удовлетворён командиром войсковой части <Номер обезличен> и <Дата обезличена> ему выдано предписании об убытии в отдел военного комиссариата Республики Татарстан по <данные изъяты>. Полагая, что бездействием должностных лиц по невыплате денежного довольствия ему причинён моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> и просит взыскать его с Министра обороны РФ.
Представитель заявителя Георгиева Н.В. в судебном заседании поддержала позицию Мингалеева Е.Р. и просила удовлетворить заявленные им требования, при этом пояснила, что в настоящее время назначение военнослужащих на воинские должности осуществляется Министром обороны РФ на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 1818. Мингалеев Е.Р. призванный на военную службу по контракту в течение шести месяцев не был назначен надлежащим образом на воинскую должность, не получал положенное ему довольствие, в том числе и денежное. Не имя средств к существованию, заявитель был вынужден прекратить правоотношения с Министерством обороны РФ и убыть по месту жительства.
Министр обороны Российской Федерации, руководитель ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальник ГУК МО РФ и командир войсковой части <Номер обезличен>, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Командир войсковой части <Номер обезличен> просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание были представлены и исследованы следующие доказательства.
Копией контракта о прохождении военной службы от <Дата обезличена> подтверждается заключение Министерством обороны Российской Федерации, в лице командира войсковой части <Номер обезличен> с Мингалеевым А.Р. контракта о прохождении военной службы сроком на <данные изъяты>.
Согласно приказу командира войсковой части <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что <данные изъяты> Мингалеев Е.Р. принят на военную службу по контракту, назначен на должность <данные изъяты> и поставлен на все виды довольствия.
По выписке из приказа командира войсковой части <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что Мингалеев Е.Р. убыл в дополнительный отпуск сроком на <данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Выписками из приказов командира войсковой части <данные изъяты> подтверждается исполнение Мингалеевым Е.Р. обязанностей военной службы, в том числе и назначение его в суточные наряды.
По приказу командира войсковой части <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> усматривается, что Мингалеев Е.Р., за высокие показатели в боевой подготовке, усердие и старание проявленные при выполнении служебных обязанностей, награжден грамотой.
Из копии рапорта Мингалеева Е.Р. от <Дата обезличена> видно, что заявитель обратился к командиру войсковой части <Номер обезличен> о предоставлении ему документов о прохождении им военной службы и об исключении его из списков личного состава воинской части, в связи с отсутствием в ГУК МО РФ документов на заключение с ним контракта.
В соответствие с предписанием <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена> командиром войсковой части <Номер обезличен>, Мингалееву Е.Р. предписано убыть в отдел военного комиссариата Республики Татарстан по <данные изъяты> со сроком прибытия до <Дата обезличена>.
Заслушав пояснения заявителя и его представителя, исследовав представленные сторонами доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Статьями 10 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие, которым военнослужащие обеспечиваются в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пунктами 3-4 статьи 32 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» определено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствие с пунктом 10 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, увольнение с военной службы военнослужащих, за исключением высших офицеров и полковников, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставленными им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 1818 установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации, также указанным приказом признаны утратившими силу приказы от 11 декабря 2004 года № 410, от 31 октября 2005 года № 454, от 1 июня 2007 года № 236 и от 29 июля 2007 года № 307, которыми полномочия по изданию приказов по личному составу были предоставлены иным должностным лицам данного министерства.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что военнослужащие с 1 января 2012 года обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных данным федеральным законом и приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 2 и 4 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2012 года № 2700, установлено, что, денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мингалеев Е.Р., заключивший контракт о прохождении военной службы с <Дата обезличена>, не был надлежащим образом назначен на воинскую должность и не дождавшись принятия Министром обороны РФ в отношении его решения о назначении на должность, убыл к месту жительства. Кроме этого, Мингалееву Е.Р., не выплачено денежное довольствие за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
По смыслу вышеперечисленных законодательных актов выплата военнослужащего денежного довольствия производиться после заключения гражданином контракта о прохождении военной службы, поэтому бездействие Министра обороны РФ, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника ГУК МО РФ и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанное с назначением его на воинскую должность в течение длительного срока суд считает незаконным и полагает, что права Мингалеева Е.Р. по выплате ему денежного довольствия нарушены должностными лица, чьи действия оспаривает заявитель.
Отсутствие приказа Министра обороны РФ о назначении заявителя на воинскую должность, по мнению суда, не может служить основанием для лишение его денежного содержания в период фактического исполнения им обязанностей военной службы и считает необходимым восстановит права Мингалеева Е.Р., обязав должностные лица выплатить ему денежное довольствие за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, суд признаёт незаконным бездействие Министра обороны РФ, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника ГУК МО РФ и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанное с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, и полагает необходимым обязать вышеуказанных должностных лиц выплатить заявителю оспариваемые им денежные средства.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Утверждение Мингалеева Е.Р. о причинении ему морального вреда, суд признаёт бездоказательным, поскольку каких-либо доказательств причинения заявителю нравственных или физических страданий бездействием должностных лиц не представлено, поэтому руководствуясь статьями 151, 1099-1101 ГК РФ, суд отказывает Мингалееву Е.Р. удовлетворении заявленного требования о компенсации морального вреда.
Кроме этого, суд считает необходимым возместить Мингалееву Е.Р. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворённых судом требований, в размере <данные изъяты>, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ».
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> <данные изъяты> Мингалеева Е.Р. об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанного с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министра обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанное с назначением его на воинскую должность и невыплатой денежного довольствия за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Возложить обязанность на Министра обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ», начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер обезличен> выплатить Мингалееву Е.Р. денежное довольствие за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Мингалеева Е.Р. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части заявленных Мингалеевым Е.Р. требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый