РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» мая 2019 года село Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Гришиной Н.А.,
с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5,
представителя МУП «Коммунальник» по доверенности ФИО3,
директора МУП «Коммунальник» ФИО6,
представителя Администрации муниципального района <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуроры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обращается в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод.
Исковое заявление мотивировано следующим: Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод МУП «Коммунальник».
Установлено, что в результате деятельности МУП «Комунальник» осуществляется сброс сточных вод в реку Буян в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Река Буян является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб.
Истец просит суд обязать МУП «Коммунальник» и администрацию муниципального района <адрес> прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом. Указанные мероприятия осуществить в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании директор МУП «Коммунальник» ФИО6 исковые требования признал частично в части осуществления сброса вод в реку Буян без разрешения на сброс. Пояснил, что существующие очистные сооружения пришли в негодность. В 2014 году были построены иловые постройки и после этого денежные средства больше не выделялись. Денежные средства на реконструкцию очистных сооружений не выделяются.
Представитель Администрации муниципального района <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что со стороны администрации не представляется возможным остановить сброс вод в реку Буян. Полагала, что Администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила продлить срок, в течении которого необходимо получить права пользования водным объектом до 1 года.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5, представителей МУП «Коммунальник», представителя Администрации муниципального района <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод МУП «Коммунальник». Было установлено, что в результате деятельности МУП «Комунальник» осуществляется сброс сточных вод в реку Буян.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 4. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а так же иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Частью 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона предприятие МУП «Коммунальник» осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Буян в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Также, необходимо учесть тот факт, что река Буян является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб.
Таким образом, действиями предприятия МУП «Коммунальник» по незаконному сбросу сточных вод в реку Буян нарушаются требования п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», которым запрещен сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.
Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.
Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объект, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.
Нарушены права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения <адрес>, проживающего на территории области, а также лиц, временно находящихся на близлежащей территории, поскольку негативное влияние загрязненных сточных вод на водный объект ведет затруднению водопользования водным объектов в питьевых, рыбохозяйственных, бытовых и иных целях.
В целях устранения нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора предприятия внесено представление. При этом действенных мер, способствующих устранению нарушений, не предпринято.
Вместе с тем,согласно Устава МУП «Коммунальник» МУП создано на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учредителем Предприятия является Администрация муниципального района <адрес>.
Имущество Предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12)утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13)дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14)дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15)дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16)принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
16.1)в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;
17)имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Муниципальное образование как учредитель унитарного предприятия обладает правами, перечисленными в п. 1 ст. 295 ГК РФ.
Однако, вмешательство собственника в деятельность Предприятия, которому имущество было передано в хозяйственное ведение, вне установленного круга полномочий в соответствии с ГК и положениями части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) является неправомерным.
Судом также установлено, что на территории муниципального района <адрес> в <адрес> в стадии незавершенного капитального строительства находятся канализационные очистные сооружения. Данные очистные сооружения изношены, в связи с этим МУП «Коммунальник» не имеет возможности получить разрешение на сброс точных вод в водный объект, в связи с чем, вынуждено в 5-ти кратном размере вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора.
Для решения этой проблемы <адрес> разработана проектно-сметная документация и получено сводное экспертное заключение государственной экспертизы на проектную документацию №.01-07.Б/1 от ДД.ММ.ГГГГ и положительное заключение государственной экспертизы на сметную документацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2014 году очистные сооружения были включены в государственную программу <адрес> «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в <адрес>» на 2014-2020 годы» (подпрограмма 1 «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения <адрес>» на 2014-2020 годы»), утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответственный исполнитель Государственной программы - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Реализация государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.
В 2014 году АО «СамРЭК» были начаты работы по реконструкции данного объекта на сумму 10 271,00 тыс. рублей, выполнены общестроительные работы, построено здание технологического корпуса, к нему подведены инженерные коммуникации, выполнена внутренняя отделка.
В 2015 году в связи с нехваткой денежных средств работы были приостановлены. Остаток сметной стоимости реконструкции объекта в ценах на ДД.ММ.ГГГГ составлял 35 390,12 тысяч рублей. Стоимость завершения реконструкции в пересчёте индекс-дефляторами на ДД.ММ.ГГГГ составляет 52 016,40 тысяч рублей. Для уточнения суммы <адрес> начат пересчёт остатка сметной стоимости проекта, с последующим прохождением государственной экспертизы на предмет достоверности определения сметной стоимости. Предположительный срок получения положительного заключения государственной экспертизы по скорректированной документации до ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> неоднократно обращалась в Министерство энергетики и ЖКХ <адрес> с просьбами о возобновлении мероприятий Программы и завершения реконструкции очистных сооружений в <адрес> (последние обращения были направлены ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №), но до настоящего времени ответа ни на одно из обращений не получено.
Таким образом, после завершения реконструкции очистных сооружений МУП «Коммунальник» сможет получить решение о предоставлении водного объекта в пользование и осуществлять использование водного объекта для целей сброса сточных вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
Учитывая, что <адрес> как учредитель унитарного предприятия обладает правами, перечисленными в п.1 ст.295 ГК РФ и не осуществляет сброс сточных вод в реку Буян, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению только в части обязания МУП «Коммунальник» прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом.
Кроме того, с учетом вышеизложенного, суд считает возможным продлить срок, в течении которого необходимо получить права пользования водным объектом до 1 года.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Закона № 7-ФЗ споры в области охраны : сгружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Одним из способов защиты гражданских прав, изложенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является, в том числе такой способ защиты, как запрет осуществления определенной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Водного кодекса РФ, ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод - удовлетворить частично.
Обязать МУП «Коммунальник» прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом.
Указанные мероприятия осуществить в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.А. Ключникова