Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-830/2019 ~ М-626/2019 от 11.04.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             «21» мая 2019 года                                                  село Красный Яр

                    Красноярский районный суд Самарской области в составе:

           председательствующего судьи Ключниковой И.А.,

           при секретаре Гришиной Н.А.,

         с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора     Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5,

представителя МУП «Коммунальник» по доверенности ФИО3,

директора МУП «Коммунальник» ФИО6,

представителя Администрации муниципального района <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод,

                                                      УСТАНОВИЛ:

                   Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуроры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обращается в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод.

Исковое заявление мотивировано следующим: Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод МУП «Коммунальник».

Установлено, что в результате деятельности МУП «Комунальник» осуществляется сброс сточных вод в реку Буян в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Река Буян является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб.

                  Истец просит суд обязать МУП «Коммунальник» и администрацию муниципального района <адрес> прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом. Указанные мероприятия осуществить в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

                  В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

         В судебном заседании директор МУП «Коммунальник» ФИО6 исковые требования признал частично в части осуществления сброса вод в реку Буян без разрешения на сброс. Пояснил, что существующие очистные сооружения пришли в негодность. В 2014 году были построены иловые постройки и после этого денежные средства больше не выделялись. Денежные средства на реконструкцию очистных сооружений не выделяются.

    Представитель Администрации муниципального района <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что со стороны администрации не представляется возможным остановить сброс вод в реку Буян. Полагала, что Администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила продлить срок, в течении которого необходимо получить права пользования водным объектом до 1 года.

          Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5, представителей МУП «Коммунальник», представителя Администрации муниципального района <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

                    В судебном заседании установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод МУП «Коммунальник». Было установлено, что в результате деятельности МУП «Комунальник» осуществляется сброс сточных вод в реку Буян.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 4. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а так же иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Частью 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона предприятие МУП «Коммунальник» осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Буян в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Также, необходимо учесть тот факт, что река Буян является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб.

Таким образом, действиями предприятия МУП «Коммунальник» по незаконному сбросу сточных вод в реку Буян нарушаются требования п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», которым запрещен сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.

Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объект, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.

Нарушены права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения <адрес>, проживающего на территории области, а также лиц, временно находящихся на близлежащей территории, поскольку негативное влияние загрязненных сточных вод на водный объект ведет затруднению водопользования водным объектов в питьевых, рыбохозяйственных, бытовых и иных целях.

В целях устранения нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора предприятия внесено представление. При этом действенных мер, способствующих устранению нарушений, не предпринято.

Вместе с тем,согласно Устава МУП «Коммунальник» МУП создано на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Учредителем Предприятия является Администрация муниципального района <адрес>.

Имущество Предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12)утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13)дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14)дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15)дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16)принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1)в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

17)имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Муниципальное образование как учредитель унитарного предприятия обладает правами, перечисленными в п. 1 ст. 295 ГК РФ.

Однако, вмешательство собственника в деятельность Предприятия, которому имущество было передано в хозяйственное ведение, вне установленного круга полномочий в соответствии с ГК и положениями части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) является неправомерным.

Судом также установлено, что на территории муниципального района <адрес> в <адрес> в стадии незавершенного капитального строительства находятся канализационные очистные сооружения. Данные очистные сооружения изношены, в связи с этим МУП «Коммунальник» не имеет возможности получить разрешение на сброс точных вод в водный объект, в связи с чем, вынуждено в 5-ти кратном размере вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора.

Для решения этой проблемы <адрес> разработана проектно-сметная документация и получено сводное экспертное заключение государственной экспертизы на проектную документацию .01-07.Б/1 от ДД.ММ.ГГГГ и положительное заключение государственной экспертизы на сметную документацию от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2014 году очистные сооружения были включены в государственную программу <адрес> «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в <адрес>» на 2014-2020 годы» (подпрограмма 1 «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения <адрес>» на 2014-2020 годы»), утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответственный исполнитель Государственной программы - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Реализация государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.

В 2014 году АО «СамРЭК» были начаты работы по реконструкции данного объекта на сумму 10 271,00 тыс. рублей, выполнены общестроительные работы, построено здание технологического корпуса, к нему подведены инженерные коммуникации, выполнена внутренняя отделка.

В 2015 году в связи с нехваткой денежных средств работы были приостановлены. Остаток сметной стоимости реконструкции объекта в ценах на ДД.ММ.ГГГГ составлял 35 390,12 тысяч рублей. Стоимость завершения реконструкции в пересчёте индекс-дефляторами на ДД.ММ.ГГГГ составляет 52 016,40 тысяч рублей. Для уточнения суммы <адрес> начат пересчёт остатка сметной стоимости проекта, с последующим прохождением государственной экспертизы на предмет достоверности определения сметной стоимости. Предположительный срок получения положительного заключения государственной экспертизы по скорректированной документации до ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> неоднократно обращалась в Министерство энергетики и ЖКХ <адрес> с просьбами о возобновлении мероприятий Программы и завершения реконструкции очистных сооружений в <адрес> (последние обращения были направлены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ), но до настоящего времени ответа ни на одно из обращений не получено.

Таким образом, после завершения реконструкции очистных сооружений МУП «Коммунальник» сможет получить решение о предоставлении водного объекта в пользование и осуществлять использование водного объекта для целей сброса сточных вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что <адрес> как учредитель унитарного предприятия обладает правами, перечисленными в п.1 ст.295 ГК РФ и не осуществляет сброс сточных вод в реку Буян, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению только в части обязания МУП «Коммунальник» прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом.

Кроме того, с учетом вышеизложенного, суд считает возможным продлить срок, в течении которого необходимо получить права пользования водным объектом до 1 года.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 76 Закона № 7-ФЗ споры в области охраны : сгружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Одним из способов защиты гражданских прав, изложенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является, в том числе такой способ защиты, как запрет осуществления определенной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Водного кодекса РФ, ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП «Коммунальник», Администрации муниципального района <адрес> об обязании прекратить сброс сточных вод - удовлетворить частично.

Обязать МУП «Коммунальник» прекратить сброс сточных вод в реку Буян до получения права пользования водным объектом.

Указанные мероприятия осуществить в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                       И.А. Ключникова

2-830/2019 ~ М-626/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Коммунальник"
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Отдел судебных приставов Красноярского района УФССП по Самарской области
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Ключникова И.А.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
11.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2019Передача материалов судье
15.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019Подготовка дела (собеседование)
29.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2019Дело оформлено
25.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее