63RS0007-01-2022-001012-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
16 мая 2022г. г.о.Самара
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-1127/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Игнатьевой Н. В. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Игнатьевой Н.В., о взыскании обязательных платежей указав, что административный ответчик являлся плательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный законом срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> судебный приказ был отменен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд восстановить пропущенный срок и взыскать с Игнатьевой Н.В. задолженность в сумме 4 560,66 руб., в том числе: налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г., в размере 402 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г., в размере 788 руб., за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 1174 руб., за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 1292 руб., пеня в размере 57,74 руб. Земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 142,07 руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 142 руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 551 руб., пеня в размере 11,85 руб.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Административный ответчик Игнатьева Н.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила отказать в полном объеме, в соответствии с доводами, изложенными в возражениях на административное исковое заявление.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога на землю предусмотрен главой 31 Налогового Кодекса РФ и Законом Самарской области 94-ГД от 11.03.2005г. «О земле».
Согласно ст.ст. 399, 400, 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
На основании ст. 393, 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что, Игнатьева Н.В. ИНН: № являлась плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.
Из материалов дела следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год у Игнатьевой Н.В. в собственности находилось следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Первоначально государственная регистрация права была произведена ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ. Затем земельный участок был приобретен снова на основании договора купли-продажи земельного участка и дома от ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права отсутствует;
- жилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ., дата государственной регистрации прекращения права отсутствует;
- земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права отсутствует.
Налоговым органом в адрес Игнатьевой Н.В., направлялись налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
В установленный срок налоги оплачены не были.
В связи с неуплатой указанных налогов в срок, административным истцом в адрес Игнатьевой Н.В. направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога на имущество физических лиц прочие начисления за ДД.ММ.ГГГГ., земельного налога с физ. лиц сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в общей сумме недоимки в размере 686,07 руб., пени в размере 43,60 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в общей сумме недоимки в размере 788,00 руб., пени в размере 4,73 руб.; со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в общей сумме недоимки в размере 18 43,00 руб., пени в размере 27,42 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Игнатьевой Н.В. в установленный в требованиях срок, уплата недоимки и пеней произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
На основании ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ № о взыскании с Игнатьевой Н.В. в пользу МИФНС № задолженности по земельному налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ годы, налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ годы.
Определением мирового судьи судебного участка № Волжского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный судебный приказ был отменен, в связи с возражениями должника Игнатьевой Н.В.
С административным исковым заявлением МИФНС России № по <адрес> обратилось в Волжский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ..
Проверяя соблюдение сроков, установленных законом для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с обращением с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему выводу.
Как указано выше, срок исполнения самого раннего требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования не превысила 3 000 руб., налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ + 3 года 6 месяцев).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском 6-ти месячного срока.
В суд общей юрисдикции налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ., т.е. спустя более чем 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Из просительной части административного искового заявления следует, что административный истец просит восстановить пропущенный срок на обращение с административным иском в суд, поскольку определение об отмене судебного приказа было получено инспекцией лишь ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Ссылка административного истца на то, что налоговым органом определение об отмене судебного приказа было получено лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был пропущен установленный законом срок на обращение с заявлением в суд, не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае, административный истец обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа уже за пределами срока, установленного законодательством Российской Федерации. Кроме того, определение об отмене судебного приказа было направлено мировым судьей в установленный законом срок, что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ..
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Таким образом, основанием для пропуска срока подачи заявления в суд послужило бездействие налогового органа, которое не может быть принято во внимание как уважительная причина пропуска срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа, а также административного искового заявления в суд. Иных уважительных причин пропуска срока судом не установлено, доказательств, опровергающих выводы суда в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения за взысканием обязательных платежей в судебном порядке, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Игнатьевой Н. В. о взыскании задолженности в сумме 4 560,66 руб., в том числе: налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г., в размере 402 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г., в размере 788 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1174 руб., за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 1292 руб., пеня в размере 57,74 руб. Земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 142,07 руб., налог за 2013 г., в размере 142 руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ., в размере 551 руб., пеня в размере 11,85 руб.. – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий: С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022г.