РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2013 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Дубининой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефедова В.В. к Межрайонной ИФНС № 16 по Новосибирской области о признании незаконными действия в государственной регистрации изменений,
УСТАНОВИЛ:
Нефедова В.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № по <адрес> о признании незаконными действия, мотивируя тем, что 20.08.2013г. Межрайонной ИФНС № по <адрес> была осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, участников юридического лица- физических лиц, которой присвоен ГРН №. 17.08.2013г. Советским районным судом г. Красноярска вынесено определение о запрете Межрайонной ИФНС № по Новосибирской области совершать любые действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Жилсервис». Истец считает, что действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают ее права и законные интересы, поскольку совершены в период действия обеспечительных мер, то есть в период, когда налоговый орган не имел права совершать вышеуказанные регистрационные действия. Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС № по <адрес>, выразившиеся в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения реестра в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, участников юридического лица- физических лиц за ГРН № от 20.08.2013г., обязать Межрайонную ИФНС № по <адрес> устранить нарушения прав и законных интересов в десятидневный срок с момента вынесения решения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о недействительности записи за № от 20.08.2013г.
Истец Нефедова В.В., ее представители- Нефедова О.В., Игнатов А.Ю. (по устному ходатайству), исковые требования поддержали.
Представитель ответчика, Межрайонной ИФНС № 16 по Новосибирской области- Камелин А.Б. (по доверенности от 05.11.2013г. сроком до 05.11.2014г.). в суд не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки, направил отзыв с возражениями, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, просил о рассмотрении дела в его отсутствие; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация)- акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 Закона).
Как установлено в судебном заседании,13.08.2013г. в МИФНС № 16 по Новосибирской области от председателя ТСЖ «Жилсервис» Гончарова В.А. поступило заявление(вх. № №) о внесении изменений в сведения о юридическом лице- ТСЖ «Жилсервис», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, что подтверждается распиской в получении документов от 13.08.2013г., подлинность подписи заявления удостоверена нотариусом Красноярского нотариального округа Красноярского края РФ, Козьменко В.Г., зарегистрировано в реестре за № №. Согласно указанному заявлению, полномочия без доверенности действовать от имени ТСЖ «Жилсервис» возложены на председателя правления Гончарова В.А.
20.08.2013г. МИФНС № 16 по Новосибирской области принято решение № № о государственной регистрации указанных изменений, о чем 20.08.2013г. была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером №.
Определением Советского районного суда <адрес> от 17.08.2013г. по гражданскому делу № приняты обеспечительные меры в виде запрета МИФНС № по <адрес> совершать любые действия по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ТСЖ «Жилсервис», зарегистрированного по адресу: <адрес> (ИНН №).
Оценивая все доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Государственной регистрации, как это следует из иных положений Гражданского кодекса РФ и положений Закона № 129-ФЗ о государственной регистрации, подлежат все изменения его статуса, а также органов юридического лица.
На основании частей 2,4 статьи 18 Закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, государственной регистрации подлежат также вносимые в единый государственный реестр юридических лиц изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Такая регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 17 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в том числе, при внесении сведений о лице, имеющего права без доверенности, действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление овнесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме (форма № Р14001), утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.06.2002г. № «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, при этом заявителем может быть, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (п. 1.2, п.п. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона).
В силу положений Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ и постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. № «О едином государственном реестре юридических лиц», процедура внесения каких- либо изменений в единый государственный реестр юридических лиц носит заявительный характер и регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представленных документов.
Согласно п. 4 ст. 9 названного Федерального закона, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1.).
Пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не предусматривает предоставление в регистрирующий орган иных документов, кроме заявлений по форме № Р14001.
Таким образом, при внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, регистрирующий орган не вправе требовать документы, подтверждающие полномочия руководителя (председателя). По смыслу приведенных норм права, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и иных сведений, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц, а также в заявлении, возлагается на лицо, обратившееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, согласно которого отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона, несоблюдения нотариальной формыпредставляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами, подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участникаобщества с ограниченной ответственностью из общества, несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных п.п. «ж» п. 1 ст. 14, п.п. «г» п. 1 ст. 21, п.п. «в» п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона.
При представлении заявителем пакета документов, предусмотренного п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ и при отсутствии основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 23 названного Закона, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации.
Сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не носят правоустанавливающего характера.
Материалами дела установлено, что 13.08.2013г. Гончаровым В.А. представлены в регистрирующий орган данные документы, что подтверждается соответствующей распиской. На основании решения регистрирующего органа № № от 20.08.2013г. внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером №.
Суд учитывает, что заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице поданы Гончаровым В.А. в МИФНС № 16 по Новосибирской области 13.08.2013г., тогда как обеспечительные меры в виде запрета МИФНС № 16 по Новосибирской области совершать любые действия по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ТСЖ «Жилсервис» приняты Советским районным судом г. Красноярска 17.08.2013г. Кроме того, указанное определение поступило в адрес МИФНС № 16 по Новосибирской области 26.08.2013г., что подтверждается штампом с вх. № от указанной даты.
Из изложенного следует, что МИФНС № 16 по Новосибирской области правомерно принято 20.08.2013г. решение о государственной регистрации указанных изменений, с внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Гончарова В.А.- председателя правления ТСЖ «Жилсервис».
В соответствии с действующим законодательством, возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, а не с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц (статьи 52-53 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, исковые требования Нефедова В.В. о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС № 16 по Новосибирской области, выразившиеся в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения реестра в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, участников юридического лица- физических лиц за ГРН № от 20.08.2013г., обязании Межрайонную ИФНС № 16 по Новосибирской области устранения нарушения прав и законных интересов в десятидневный срок с момента вынесения решения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о недействительности записи за № от 20.08.2013г., подлежат оставлению без удовлетворения.
При этом, отказ в заявленном иске, не исключает возможность защиты прав заявителя иными, предусмотренными законом способами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нефедова В.В. о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС № по <адрес>, выразившиеся в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения реестра в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, участников юридического лица- физических лиц за ГРН № от 20.08.2013г., обязании Межрайонную ИФНС № 16 по Новосибирской области устранения нарушения прав и законных интересов в десятидневный срок с момента вынесения решения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о недействительности записи за № от 20.08.2013г., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.И. Петроченко