Судья Кузнецова И.А. |
№21-395/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
31 октября 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Петрозаводского городского округа на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03 июля 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 03 июля 2019 г., оставленного без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 24 сентября 2019 г., администрация Петрозаводского городского округа подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитником фио1 ставится вопрос об отмене принятых по делу об административном правонарушении актов субъектов административной юрисдикции в связи с недоказанностью факта совершения органом местного самоуправления инкриминируемого правонарушения и нарушением установленного законом порядка привлечения к административной ответственности по приведенным в жалобе мотивам.
Заслушав объяснения защитника администрации Петрозаводского городского округа фио2, поддержавшей изложенные в жалобе доводы, должностного лица административного органа фио3, считавшей законным привлечение органа местного самоуправления к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Исходя из чч.1, 2 ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п.7 ч.15, ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу подп.«г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
В соответствии с подп.«а» п.11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Из материалов дела следует, что в целях использования водного объекта для сброса сточных вод решением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов от 23 октября 2017 г. №№ (зарегистрировано в указанный день в государственном водном реестре) на период с 23 октября 2017 г. по 31 декабря 2019 г. администрации Петрозаводского городского округа в пользование был предоставлен водный объект - Онежское озеро.
Исходя из условий использования водного объекта, оговоренных в разделе 3 упомянутого решения, предоставленный органу местного самоуправления водный объект является водоемом высшей категории рыбохозяйственного значения, в месте использования Онежского озера устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности: ширина водоохранной зоны - 200 м, ширина прибрежной защитной полосы - 200 м, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) - 20 м. Сброс дренажно-ливневых сточных вод в Петрозаводскую губу Онежского озера осуществляется через оголовок сосредоточенного типа по железобетонной трубе диаметром 600 мм.
В разделе 2 решения о предоставлении водного объекта в пользование указано на недопущение причинения вреда окружающей среде, установлены обязанности водопользователя по ведению регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной и предоставлению в уполномоченный орган соответствующих сведений и отчетов.
При этом в решении определено место осуществления сброса ливневых и производственных сточных вод: Республика Карелия, г.Петрозаводск, в районе набережной Варкауса, ул.Московская (выпуск №5), географические координаты выпуска: № и отмечено, что такой сброс производится при помощи очистных водоотводящих сооружений.
Исследование материалов данного дела об административном правонарушении также показало, что при проведении уполномоченным органом систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и прогнозирования состояния исполнения таких требований при осуществлении органами местного самоуправления своей деятельности исследованы представленные администрацией Петрозаводского городского округа соответствующие отчеты и сведения.
При изучении сведений, полученных в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 1 квартал 2019 г. было выявлено, что фактические концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными (дренажными) водами по выпуску в г.Петрозаводске в районе набережной Варкауса, ул.Московская превысили максимальное допустимое содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро.
В связи с обнаружением обстоятельств, свидетельствующих о том, что орган местного самоуправления не осуществляет в должной мере контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро, и контроль за качеством поверхностных вод (воды Онежского озера) в месте сброса сточных вод с учетом соблюдения требований действующего законодательства в затронутой сфере и решения о предоставлении водного объекта в пользование 11 апреля 2019 г. уполномоченным должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства вынесено определение о возбуждении в отношении администрации Петрозаводского городского округа дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.33, ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По факту установления в процессе административного расследования, в ходе которого совершены разного рода процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административных правонарушений, их фиксирование и надлежащее оформление, осуществления органом местного самоуправления сброса неочищенных сточных вод, ливневой канализации на территорию водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Онежского озера 18 июня 2019 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
За использование прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (Онежского озера) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности при вышеуказанных обстоятельствах постановлением уполномоченного должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 03 июля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 24 сентября 2019 г., администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении вменяемого противоправного деяния.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При производстве по делу об административном правонарушении принцип презумпции невиновности не нарушен, административное наказание назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности факта совершения вменяемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.1 ст.8.42 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на водопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
Постановление должностного лица и решение судьи приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительно нарушения срока давности привлечении органа местного самоуправления к административной ответственности были проверены судьей при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении и правомерно отклонены по приведенным в судебном акте мотивам.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся, и согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
С учетом даты выявления факта нарушения администрацией Петрозаводского городского округа требований водоохранного законодательства и установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за совершение деяния в области охраны окружающей среды и природопользования постановление должностного лица о назначении административного наказания было принято в пределах такого процессуального срока.
Таким образом, обстоятельства совершения инкриминируемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Поскольку каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
|