Решение по делу № 21-395/2019 от 11.10.2019

Судья Кузнецова И.А.

№21-395/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

31 октября 2019 г.

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Петрозаводского городского округа на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03 июля 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа,

установил:

на основании постановления уполномоченного должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 03 июля 2019 г., оставленного без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 24 сентября 2019 г., администрация Петрозаводского городского округа подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитником фио1 ставится вопрос об отмене принятых по делу об административном правонарушении актов субъектов административной юрисдикции в связи с недоказанностью факта совершения органом местного самоуправления инкриминируемого правонарушения и нарушением установленного законом порядка привлечения к административной ответственности по приведенным в жалобе мотивам.

Заслушав объяснения защитника администрации Петрозаводского городского округа фио2, поддержавшей изложенные в жалобе доводы, должностного лица административного органа фио3, считавшей законным привлечение органа местного самоуправления к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Исходя из чч.1, 2 ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п.7 ч.15, ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Исходя из ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В силу подп.«г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

В соответствии с подп.«а» п.11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Из материалов дела следует, что в целях использования водного объекта для сброса сточных вод решением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов от 23 октября 2017 г. № (зарегистрировано в указанный день в государственном водном реестре) на период с 23 октября 2017 г. по 31 декабря 2019 г. администрации Петрозаводского городского округа в пользование был предоставлен водный объект - Онежское озеро.

Исходя из условий использования водного объекта, оговоренных в разделе 3 упомянутого решения, предоставленный органу местного самоуправления водный объект является водоемом высшей категории рыбохозяйственного значения, в месте использования Онежского озера устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности: ширина водоохранной зоны - 200 м, ширина прибрежной защитной полосы - 200 м, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) - 20 м. Сброс дренажно-ливневых сточных вод в Петрозаводскую губу Онежского озера осуществляется через оголовок сосредоточенного типа по железобетонной трубе диаметром 600 мм.

В разделе 2 решения о предоставлении водного объекта в пользование указано на недопущение причинения вреда окружающей среде, установлены обязанности водопользователя по ведению регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной и предоставлению в уполномоченный орган соответствующих сведений и отчетов.

При этом в решении определено место осуществления сброса ливневых и производственных сточных вод: Республика Карелия, г.Петрозаводск, в районе набережной Варкауса, ул.Московская (выпуск №5), географические координаты выпуска: и отмечено, что такой сброс производится при помощи очистных водоотводящих сооружений.

Исследование материалов данного дела об административном правонарушении также показало, что при проведении уполномоченным органом систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и прогнозирования состояния исполнения таких требований при осуществлении органами местного самоуправления своей деятельности исследованы представленные администрацией Петрозаводского городского округа соответствующие отчеты и сведения.

При изучении сведений, полученных в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 1 квартал 2019 г. было выявлено, что фактические концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными (дренажными) водами по выпуску в г.Петрозаводске в районе набережной Варкауса, ул.Московская превысили максимальное допустимое содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро.

В связи с обнаружением обстоятельств, свидетельствующих о том, что орган местного самоуправления не осуществляет в должной мере контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро, и контроль за качеством поверхностных вод (воды Онежского озера) в месте сброса сточных вод с учетом соблюдения требований действующего законодательства в затронутой сфере и решения о предоставлении водного объекта в пользование 11 апреля 2019 г. уполномоченным должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства вынесено определение о возбуждении в отношении администрации Петрозаводского городского округа дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.33, ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

По факту установления в процессе административного расследования, в ходе которого совершены разного рода процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административных правонарушений, их фиксирование и надлежащее оформление, осуществления органом местного самоуправления сброса неочищенных сточных вод, ливневой канализации на территорию водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Онежского озера 18 июня 2019 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

За использование прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (Онежского озера) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности при вышеуказанных обстоятельствах постановлением уполномоченного должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 03 июля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 24 сентября 2019 г., администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении вменяемого противоправного деяния.

Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При производстве по делу об административном правонарушении принцип презумпции невиновности не нарушен, административное наказание назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности факта совершения вменяемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.1 ст.8.42 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на водопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.

Постановление должностного лица и решение судьи приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно нарушения срока давности привлечении органа местного самоуправления к административной ответственности были проверены судьей при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении и правомерно отклонены по приведенным в судебном акте мотивам.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся, и согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

С учетом даты выявления факта нарушения администрацией Петрозаводского городского округа требований водоохранного законодательства и установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за совершение деяния в области охраны окружающей среды и природопользования постановление должностного лица о назначении административного наказания было принято в пределах такого процессуального срока.

Таким образом, обстоятельства совершения инкриминируемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.

Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.

Поскольку каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству от 03 июля 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
24 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Н.А.Колбасова

21-395/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Слабко Кснения Юрьевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 8.42 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
14.10.2019Материалы переданы в производство судье
31.10.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее