Дело № 2-2817/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Якушенко В.А.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 о признании бездействия по необеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 о признании бездействия по необеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой в связи с заданием прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в Филиале № 5 (Канский) Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за истекший период 2013 года не все граждане – получатели набора социальных услуг в нарушение закона обеспечены санаторно-курортными путевками на основании поданных ими заявлений. Аналогичное нарушение допущено и в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Филиал № 5 (Канский) Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением и справкой для получения путевки формы 070/у-04 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которая до настоящего времени ему не предоставлена. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставил в филиал № 5 ФСС справку для получения путевки, не отказывался от набора социальных услуг. Нарушив право ФИО1 на получение путевки на санаторно-курортное лечение с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Филиал № 5 (Канский) ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования обязано предоставить такую путевку в последующем. Канский межрайонный прокурор просит признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 5 (Канский) ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение ФИО1 незаконным и нарушающим права последнего, обязать ответчика выдать ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдина К.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, поскольку запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Не предоставление в 2012 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2012 году удовлетворялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требование прокурора о предоставлении в 2013 году путевки за 2012 год является незаконным.
Суд, заслушав прокурора, представителя ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдину К.В., исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора является обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со с. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
В соответствии со ст. 10, ст. 11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, санаторно-курортное лечение включено в реабилитационные мероприятия.
В силу требований ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п. 3.3 которого, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 30.11.2011 года № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичные положения в части финансирования содержались и в ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 года № 344-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. №101 «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 14-15). ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ в филиал № 5 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о выделении ему путевки на санаторно – курортное лечение (л.д. 7), а также предоставлял справки для получения путевки ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13,17), однако, до настоящего времени ФИО1 путевкой на санаторно – курортное лечение не обеспечен.
В судебном заседании ответчиком не отрицалось, что ФИО1 является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и до настоящего времени путевкой не обеспечен.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение лежит на ответчике, то таким образом, бездействие ответчика по не обеспечению путевками инвалидов на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевками, и не предоставление путевки связано с тем, что удовлетворялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением, поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределялись между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достались не всем, Фондом в настоящее время перечисленные денежные средства направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период суд считает необоснованными, поскольку фонд социального страхования обязан в соответствии с законом рассмотреть заявление инвалида и обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение.
В силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, и его право на санаторно–курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Закон также не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно–курортное лечение, не обеспеченных таким лечением в текущем году окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из–за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки на текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно–курортным лечением в следующем году.
Таким образом, нарушив право ФИО1 на получение путевки на санаторно–курортное лечение, Государственное учреждение Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 (Канский), обязано предоставить такую путевку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 о признании бездействия по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение – удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 по необеспечению ФИО1 путевкой на санаторно–курортное лечение незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 выдать ФИО1 путевку на санаторно–курортное лечение.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья: Охроменко С.А.