Дело № 2а-719/2019 (10RS0005-01-2019-001102-12)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2019 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием административных истцов Логиновой Н.Н., Логинова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Логиновой Натальи Николаевны, Логинова Сергея Николаевича к администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
административные истцы обратились в суд с названным административным исковым заявлением к администрации КГО, мотивируя требования тем, что постановлением главы администрации КГО от 31 декабря 2015 г. № им предоставлен в долевую собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1499 м2, расположенный по адресу: <адрес>. 08 апреля 2016 года за Логиновой Н.Н., Логиновым С.Н., Логиновым И.С., Логиновой А.С., Смагиным Р.Р. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный земельный участок. В нарушение действующего законодательства РФ административный ответчик не предпринял меры по обеспечению транспортной доступности, возможности подключения предоставленных земельных участков к инженерным сетям водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. Просят признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа в части необеспечения транспортной доступностью, системами водоснабжения, водоотведения и электроснабжения к земельному участку №, расположенному по адресу: <адрес>, возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, построить дорогу к указанному земельному участку, организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты данной территории от подтопления и затопления в соответствии с нормой осушения 2 метра.
Определением суда от 09 октября 2019 года на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, муниципальное казенное предприятие «Горводоканал Костомукшского городского округа», акционерное общество «Прионежская сетевая компания», Логинов А.С., Смагин Р.Р.
Определением суда от 01 ноября 2019 года заинтересованные лица Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия переведены в соответчики.
Административные истцы ФИО2 и ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что в настоящее время земельным участком пользоваться не представляется возможным, поскольку он затоплен, не оснащен инженерными системами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, к нему не проложена дорога, что нарушает их права как собственников земельного участка. Требования о возложении на администрацию КГО обязанности по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на спорный земельный участок, обеспечив инженерную подготовку (защиту) территории от затопления, подтопления и заболачивания.
Заинтересованные лица ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки в суд не сообщили. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявляли.
Представитель административного ответчика администрации Костомукшского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки в суд не сообщил. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители административных ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В представленном письменном отзыве указали, что полномочия по организации водоснабжения, водоотведения, электроснабжения населения должны в полном объеме исполняться органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Разрешение спора оставили на усмотрение суда. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Представители заинтересованных лиц МКП «Горводоканал КГО» и АО «Прионежская сетевая компания» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
С учетом мнения административных истцов, учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административных истцов, изучив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены им требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации КГО от 31 декабря 2016 г. № земельный участок с кадастровым номером № передан в общую долевую собственность Смагину Р.Р. - 1/5 доли, Логинову И.С. - 1/5 доли, Логинову С.Н. - 1/5 доли, Логиновой А.С. - 1/5 доли, Логиновой Н.Н. - 1/5 доли - семье административных истцов, имеющей статус многодетной.
08 апреля 2016 за Логиновым С.Н. и членами его семьи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1499 м2, расположенный по адресу: <адрес>; категория земель: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации Костомукшского городского округа от 20 января 2014 г. № утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории индивидуальной жилой застройки гор. Костомукша <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Из дела также усматривается, что предоставленный административным истцам для индивидуального жилищного строительства земельный участок расположен в болотистой местности, дорога к нему не проведена, система водоснабжения, водоотведения и электроснабжения не оборудована.
В представленном письменном отзыве отсутствие данных коммуникаций административный ответчик связывает с тем, что развитие названных выше систем предполагается на расчетный срок Генерального плана - на 2025 год. Строительство дорог и сетей возможно только при условии софинансирования из средств бюджетов Российской Федерации и Республики Карелия.
В соответствии с Программой комплексного развития инфраструктуры муниципального образования «Костомукшский городской округ», утвержденной постановлением администрации Костомукшского городского округа от 23 января 2017 г. № 22 (п. 4.5 Приложения № 2 паспорта программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Костомукшский городской округ») строительство проездов в районах индивидуальной жилой застройки в районах улиц Интернациональная, Дружбы, Беломорская - 29,7 га (100 земельных участков, в том числе и земельный участок предоставленный истцам) запланировано на 2026-2027 годы.
Законами Республики Карелия от 30 ноября 2011 г. № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (действовавшим до 17 марта 2017 года) и от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Из п.п. 4, 5 ст. 35 Устава муниципального образования «Костомукшский городской округ» следует, что к полномочиям администрации городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 ноября 2017 г. № 2516-0, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Из п. 17 Методических рекомендаций «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 г. № 372, следует, что в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии, в том числе существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из принципов разумности, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, с учетом особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института муниципального заказа, суд приходит к выводу, что административный ответчик обязан совершить действия, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения, водоотведения, электроснабжения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Суд также приходит к выводу, что со стороны администрации КГО допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по обустройству дороги к указанному земельному участку.
Доказательств, принимаемых администрацией Костомукшского городского округа мер к своевременному и надлежащему функционированию системы водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, принятие мер по обустройству дороги к земельному участку с кадастровым номером № на территории жилой застройки <адрес>, суду не представлено, что свидетельствует о том, что со стороны административного ответчика допущено бездействие по исполнению возложенных на него обязанностей в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Логиновой Натальи Николаевны и Логинова Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа по необеспечению транспортной доступности, системы водоснабжения, водоотведения и электроснабжения земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить дорогу для подъезда к земельному участку с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы электроснабжения земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административным истцам Логиновой Наталье Николаевне и Логинову Сергею Николаевичу.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2019 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 20 ноября 2019 года.