№ 3а-44/2022
70OS0000-01-2021-000290-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Кулинченко Ю.В.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
помощнике судьи Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Ларионова Александра Юрьевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости,
установил:
Ларионов А.Ю. в лице представителя Осипова А.В. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении (с учетом уточнения) по состоянию на 1 января 2019г. кадастровой стоимости
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 18 730 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 310 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, машино-тракторный парк, равной его рыночной стоимости в размере 2 620 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ (ремонтная мастерская), равной его рыночной стоимости в размере 2 260 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 2 230 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 1 460 000 руб.;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровый /__/, расположенного по адресу: /__/ (машино-тракторный парк (проходная)), равной его рыночной стоимости в размере 270 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых (34698887 рублей 10 копеек, 2309884 рубля 93 копейки, 33330367 рублей 24 копейки, 17467676 рублей 37 копеек, 12783667 рублей 48 копеек, 4186939 рублей 62 копейки, 2226591 рубль 62 копейки соответственно) значительно превышает их рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке (18730000 рублей, 310000 рублей, 2 620000 рублей, 2 260000 рублей, 2 230000 рублей, 1 460000 рублей, 270000 рублей соответственно), что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением судьи от 20 января 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное образование «Заречное сельское поселение», Ларионов Ю.А., Ларионова Л.Г.
Определением суда от 3 февраля 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Сёмкин А.В.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Томской области и заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской областизаявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных отзывах на административный иск представители административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области решение по административному делу оставили на усмотрение суда, представитель ОГБУ «ТОЦИК» возражала против удовлетворения административных требований.
Административный ответчик Управление Росреестра по Томской области, заинтересованные лица муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальное образование «Заречное сельское поселение» в лице Главы Заречного сельского поселения, Ларионов Ю.А., Ларионова Л.Г., Сёмкин А.В. письменные отзывы на административный иск не представили.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца и его представителя, административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Судом установлено, что с 28 октября 2009 г. по 25 сентября 2020г. Ларионов Ю.А. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, машино-тракторный парк. С 25 сентября 2020 г. по настоящее время собственником является административный истец.
С 28 октября 2009 г. по 24 сентября 2020г. Ларионов Ю.А. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ (ремонтная мастерская). С 24 сентября 2020 г. по настоящее время собственником является административный истец.
С 28 октября 2009 г. по 24 сентября 2020г. Ларионов Ю.А. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/. С 24 сентября 2020 г. по настоящее время собственником является административный истец.
С 1 марта 2010 г. по 25 сентября 2020г. Ларионов Ю.А. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/. С 25 сентября 2020 г. по настоящее время собственником является административный истец.
С 30 октября 2009 г. по 25 сентября 2020г. Ларионов Ю.А. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ (машино-тракторный парк (проходная)). С 25 сентября 2020 г. по настоящее время собственником является административный истец.
С 16 декабря 2009 г. по 6 октября 2020 г. Ларионова Л.Г. являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/. С 6 октября 2020 г. по настоящее время собственником нежилого здания является административный истец.
С 13 февраля 2014 г. по 15 июня 2020 г. собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, являлся Сёмкин А.В. С 15 июня 2020 г. по 20 января 2021 г. собственником являлась Ларионова Л.Г., с 20 января 2021 г. по 15 декабря 2021 г. – Ларионов А.Ю., с 15 декабря 2021 г. по настоящее время – Ларионова Л.Г.
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», утверждена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в следующих размерах:
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 34698887рублей 10 копеек (пункт 129988 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 2309884рубля 93 копейки (пункт 22513 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 33330367рублей 24 копейки (пункт 22506 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/- 17467676рублей 37 копеек (пункт 28267 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 12783667рублей 48 копеек (пункт 28274 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 4186939рублей 62 копейки (пункт 28271 приложения);
нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 2226591рубль 62 копейки (пункт 22511 приложения).
Акт об утверждении кадастровой стоимости спорных нежилых зданий не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22января 2020г. и 24 января 2020 г. Кадастровая стоимость названных объектов определена по состоянию на 1 января 2019 г.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих– на расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (пункт 1); в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац четвертый пункта 2).
Законом Томской области от 13 ноября 2018г. №125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020г. (статья 1).
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуются с приведенными выше положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016г. №237-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ к заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлены подготовленные ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчеты №745/10-А/2021 от 19 ноября 2021г., № 745/12-А/2021 от 19 ноября 2021 г., согласно которым по состоянию на 1января 2019г. рыночная стоимость нежилых зданий составляет:
с кадастровым номером /__/ составляет 18 730 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 310 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 2 620 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 2 260 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 2 230 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 1 460 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 270 000 рублей.
Оценивая представленные отчеты в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при их составлении требования Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены. Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Ответственность оценщика Х. застрахована в установленном порядке и размере.
Как следует из представленных отчетов, оценка проводилась по состоянию на 1 января 2019 г., то есть на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
На основании статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых нежилых зданий.
Оценщик произвел анализ рынка предложений нежилых зданий г. Томска и Томского района, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки помещений оценщиком использованы сравнительный и доходный подходы с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией и обоснован отказ от применения затратного подхода.
Из предложений по продаже нежилых зданий оценщиком выбрано по три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объектам оценки. За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м общей площади как наиболее объективный показатель.
Отчеты соответствуют подпункту «б» пункта 22 федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (Федеральный стандарт оценки № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, согласно которому при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.
Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Данные отчеты отвечают требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015г. №299; представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно формы отчетов и их содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость с может быть установлена на 1января 2019г. в размере их рыночной стоимости для нежилых зданий:
с кадастровым номером /__/ в размере 18 730 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 310 000 рублей;
с кадастровым номером /__/- 2 620 000 рублей;
с кадастровым номером /__/- 2 260 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 2 230 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 1 460 000 рублей;
с кадастровым номером /__/ – 270 000 рублей.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 27 декабря 2021г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Ларионова Александра Юрьевича удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 18 730 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 310 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, машино-тракторный парк, равной его рыночной стоимости в размере 2 620 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ (ремонтная мастерская), равной его рыночной стоимости в размере 2 260 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 2 230 000 рублей;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 1 460 000 руб.;
нежилого здания площадью /__/ кв.м с кадастровый /__/, расположенного по адресу: /__/ (машино-тракторный парк (проходная)), равной его рыночной стоимости в размере 270 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 27 декабря 2021г.
Указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2022 г.