Дело № 2-2456/2023
73RS0001-01-2023-002102-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2023г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Елистратова А.М., при секретаре Хайрулловой Р.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Валентины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о назначении пенсии за прошлое время,
установил:
Кузнецова В.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Ульяновской области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с ч.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со дня смерти кормильца и о возложении обязанности выплатить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы следующим. Супруг истицы, ФИО1., в ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся <данные изъяты>. ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ. Заболевание получил при исполнении обязанностей военной службы (военная травма). Решением Межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ. установлена причина смерти ФИО7 – <данные изъяты> Истица родилась ДД.ММ.ГГГГ. на день смерти супруга достигла возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ. получала пенсию, являлась нетрудоспособной и находилась на иждивении супруга. ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в УПФР по Засвияжскому району г.Ульяновска за назначением пенсии по случаю потери кормильца и в Минсоцразвития Ульяновской области за назначением компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью как вдове участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ., со дня смерти супруга, истице Управлением Минтруда и соцразвития Ульяновской области истице была назначена ежемесячная компенсация. ДД.ММ.ГГГГ., при личном обращении в УПФР по Засвияжскому району г.Ульяновска истице разъяснили, что она не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца, назначили единовременную выплату на погребение в сумме 4 260 руб. Отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца обосновали ошибочным выводом о том, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца истице придётся отказаться от получения своей пенсии. Такой вывод противоречит п.2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации».
В судебное заседание истица не явилась. Представитель истицы Дегтярев А.В. на иске настаивал, привёл доводы, изложенные в исковом заявлении, указал, что истица после смерти супруга, ДД.ММ.ГГГГ., лично обратилась в пенсионный орган, предоставила документы, которые были необходимы как для назначения пенсии по случаю потери кормильца, так и для назначения единовременной выплаты на погребение.
Представитель ответчика Сорокин П.С. в судебное заседание не явился, в отзыве просил в иске отказать, указал, что не оспаривает право истицы на получение пенсии по случаю потери кормильца. Возражения против иска обосновал тем, что суду не предоставлены доказательства подачи истицей заявления о выплате пенсии по случаю потери кормильца ранее ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на запрос суда о предоставлении копий документов предоставленных истицей в ДД.ММ.ГГГГ. для назначения единовременной компенсации на погребение, сообщил об уничтожении документов 22.10.2022г.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истица являлась супругой ФИО3
Супруг истицы, ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом <данные изъяты>
ФИО5. умер ДД.ММ.ГГГГ. Заболевание получил при исполнении обязанностей военной службы (военная травма). Решением Межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ. установлена причина смерти ФИО6. – <данные изъяты>
Истица родилась ДД.ММ.ГГГГ. на день смерти супруга достигла возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ. получала пенсию, являлась нетрудоспособной.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае гибели (смерти) военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе супруг погибшего достигший возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно п.4 статьи 10 указанного закона членам семей граждан, перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца.
Согласно пункта 3 ч. 1 ст. 29 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсия по случаю потери кормильца назначается жене независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что истица кроме своей пенсии по старости, имела право получать также пенсию по случаю потери кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца назначена истице с ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма ответчика истице от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что истица устно обращалась в пенсионный орган по вопросу о назначении единовременной выплаты на погребение в связи со смертью супруга (ДД.ММ.ГГГГ.), а также за выдачей справок (ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.), предоставлении денежной выплаты в связи с <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ.).
Таким образом, указанные истицей обстоятельства, а именно обращение ДД.ММ.ГГГГ. в пенсионный орган за выплатой единовременной компенсации в связи со смертью супруга – участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС исследованными доказательствами подтверждены.
При этом пояснения истицы о том, что ДД.ММ.ГГГГ. она лично обратилась в УПФР по Засвияжскому району г.Ульяновска за назначением пенсии по случаю потери кормильца и за назначением единовременной компенсации на погребение, ответчиком не опровергнуты. Единовременная компенсация на погребение в сумме 4 260 руб. истице была выплачена в феврале 2011г.
Суд находит обоснованными доводы представителя истицы о том, что сам факт личного обращения истицы в пенсионный орган за выплатами в связи со смертью супруга – участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС влечёт возникновение у пенсионного органа обязанности разъяснить истице право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31.05.2021 N 5-КГ21-29-К2).
Согласно ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В силу ч.2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсионный орган, при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии, должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, указать какие документы необходимы для реализации права на пенсию.
При рассмотрении дела ответчик не предоставил суду доказательства тому, что им была исполнена обязанность по разъяснению истице права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Поскольку истица, в связи со смертью ФИО8 – участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лично обратилась в пенсионный орган за назначением единовременного пособия на погребение и, при этом необходимые для назначения пенсии по случаю потери кормильца документы и сведения у пенсионного органа имелись, суд находит исковые требования обоснованными.
Вместе с тем, в силу п.1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.
В связи с этим суд удовлетворяет иск частично, возлагает на ответчика обязанность выплатить истице пенсию по случаю потери кормильца с 01.03.2011г., а не с 03.02.2011г., как просит истица.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой Валентины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать за Кузнецовой Валентиной Васильевной право на назначение с ДД.ММ.ГГГГ. пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ч.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (жене, независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить и выплатить Кузнецовой Валентине Васильевне за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ пенсию по случаю потери кормильца (супруга Кистанова Павла Ивановича).
В остальном в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов