копия
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2011 г. г. Буйнакск
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Оноколова П.Ю.,
с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора – войсковая часть 44662 капитана юстиции ФИО2,
защитника – адвоката Абдуллаева И.М.,
подсудимого Матача Г.А.,
при секретаре Ризаханове Д.Х.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой части 63354 рядового
Матача Георгия Александровича, родившегося 24 декабря 1988 года в городе Денау <адрес>, со средним (полным) общим образованием, холостого, ранее не судимого, проходящего военную службу по призыву с декабря 2010 года, проживающего по адресу: <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ.
Судебным следствием суд,
У С Т А Н О В И Л :
15 апреля 2011 г., в расположении парка боевых машин № 4 войсковой части 63354, около 13 часов, во время построения команды по обслуживанию техники, Матач потребовал от сослуживца рядового Сидельникова понести его бушлат. Когда тот отказал, Матач, желая показать свое мнимое превосходство и нарушая уставные правила взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, нанес последнему два удара кулаком в нижнюю челюсть. На повторный отказ Сидельникова понести его бушлат, Матач нанес тому ещё один удар ногой, обутой в армейский ботинок, по левой ноге.
В тот же день, около 13 часов 30 минут, в казарменном помещении, продолжая предъявлять Сидельникову претензии по поводу отказа понести его бушлат, Матач нанес последнему один удар кулаком в грудь. Через 5-10 минут Матач вернулся в спальное помещение и снова предъявил Сидельникову те же претензии и вновь нанес указанному сослуживцу один удар кулаком в грудь и удар ногой, обутой в солдатский ботинок, по лицу.
В результате своими действиями Матач причинил рядовому Сидельникову легкий вред здоровью в виде закрытого перелома переносицы, множественных кровоподтеков на спинке носа, в подглазничной области, верхней губы, левого плечевого пояса, левого плеча, в сосковой области слева, на бедре слева.
Подсудимый Матач виновным себя в совершении вышеуказанных преступных действий признал частично и показал, что в названное время и при указанных обстоятельствах он попросил сослуживца Сидельникова подержать некоторое время бушлат, но последний ответил ему, Матач, отказом в неприличной форме, с использованием матерных слов и упоминания матери. За это он два раза ударил сослуживца Сидельникова кулаком в нижнюю челюсть и один раз ногой, обутой в армейский ботинок, по левой ноге. В дальнейшем он выяснял с Сидельниковым отношения по этому поводу в спальном помещении № 8, где, в ходе борьбы и ссоры, чтобы оттолкнуть от себя, нанес тому один удар ногой, обутой в солдатский ботинок, по лицу.
Вместе с тем виновность Матача в совершении вышеназванных неправомерных действий подтверждена совокупностью представленных стороной обвинения и исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, потерпевший Сидельников показал, что 15 апреля 2011 года он вместе с сослуживцами находился в парке боевых машин № 4 войсковой части 63354. Примерно в 13 часов, когда все военнослужащие строились для выдвижения в казарменное расположение, к нему подошел Матач и в грубой форме, в приказном тоне потребовал от него нести до казармы его (Матача) бушлат. Он, Сидельников, отказался. Сразу после этого, ничего не поясняя, Матач кулаком правой руки нанес ему два несильных удара по лицу – в область нижней челюсти слева. На новое требование Матача нести бушлат он, Сидельников, также ответил ему отказом. Тогда Матач угрожающим тоном сказал ему, что поговорит с ним по данному поводу в казарменном расположении и ногой, обутой в ботинок армейского образца, нанес ему 1 сильный удар по левой ноге. Примерно через 30 минут после прибытия в расположение казармы Матач стал выражать свое недовольство по поводу того, что он не выполнил требования последнего нести бушлат. Он, Сидельников, ответил, что не собирается выполнять его требования, в связи с чем между ними возникла словесная перебранка и потасовка, в ходе которой Матач первым нанес ему сильный удар кулаком в грудь. Затем Матач сказал, что он еще не закончил и вышел из помещения. Примерно через 5 минут Матач вернулся, снова предъявил те же претензии и нанес ему сильный удар кулаком в грудь. Он, Сидельников, ответил тем же. Поскольку он оборонялся, то между ними началась борьба, в ходе которой Матач ударил его ногой, обутой в ботинок армейского образца, по лицу.
Свои показания Сидельников подтвердил в ходе проверки показаний на месте, результаты которой полностью согласуются с его показаниями, данными в ходе предварительного и судебного следствия.
Свидетель Мацнев суду показал, что в его присутствии 15 апреля 2011 г., около 13 часов, во время построения в парке боевых машин № 4 войсковой части 63354 Матач угрожающе и в приказном тоне потребовал от Сидельникова взять и понести его бушлат, но последний отказался. После этого Матач нанес Сидельникову два удара рукой по лицу и, выражая свое недовольство отказом потерпевшего нести его бушлат, сказал Сидельникову, что по приходу в казарму разберётся с ним и нанес ему один удар ногой, обутой в ботинок армейского образца, по левой ноге. По прибытию в казарму, примерно через 30 минут, он, Мацнев видел, как Сидельников направился в спальное помещение № 8. Через некоторое время он зашел в указанное помещение и увидел, как Сидельников и Матач боролись между собой в течение 3-4 минут, нанося друг другу удары. В этой комнате также присутствовал рядовой Арестов и тоже видел все происходящее. Затем Матач вышел из помещения, сказав при этом Сидельникову, что мы еще не закончили. Примерно через 5-7 минут Матач вернулся, стал выражаться в адрес Сидельникова нецензурными словами и нанес Сидельникову один удар кулаком в грудь, на что последний, обороняясь, ответил ему тем же. Между ними вновь завязалась борьба, в ходе которой Матач ударил Сидельникова ногой, обутой в ботинок армейского образца, по лицу в область носа и у Сидельникова пошла из носа кровь.
Свидетель Ларин показал, что 15 апреля 2011 г., около 13 часов, во время построения в парке боевых машин № 4 войсковой части 63354, он видел, что Матач настойчиво потребовал от Сидельникова взять его бушлат и нести, но последний ответил отказом. После этого Матач сказал Сидельникову, что еще разберемся по этому поводу и видел, как Матач ногой, обутой в ботинок армейского образца, нанес Сидельникову один удар по его левой ноге. По прибытии в казарму он услышал шум, напоминающий борьбу, доносившийся из соседнего спального помещения № 8, в котором проживал Сидельников. Шум прекратился примерно через 3 минуты, после чего Матач вернулся в спальное помещение, в котором находился он, Ларин, и сел на свою кровать. Посидев некоторое время в спальном помещении № 10, Матач вышел, после чего из спального помещения № 8 стал доноситься шум, напоминающий борьбу. Через 5 минут Матач вернулся спальное помещении № 10.
Из показаний свидетеля Арестова усматривается, что 15 апреля 2011 г. он, Арестов, примерно в 13 часов 30 минут находился в своем спальном помещении № 8 войсковой части 63354, куда вошел Сидельников, а через полминуты вошел Матач и стал предъявлять Сидельникову претензии по поводу какого-то бушлата. При этом Матач выражался нецензурной бранью в адрес Сидельникова, между ними возникла словесная перебранка, в ходе которой Матач кулаком ударил Сидельникова в грудь. Обороняясь, последний нанёс обидчику ответный удар. Между ними завязалась ссора, продолжительностью 3-4 минуты, в ходе которой Матач наносил оборонявшемуся Сидельникову удары. Затем Матач ушел и сказал Сидельникову, что это еще не все, что он еще не закончил. Примерно через 5-7 минут Матач вернулся и снова ругался в адрес Сидельникова нецензурными словами и предъявлял претензии того же характера. В последующем он, Арестов, видел, как Матач нанес Сидельникову один удар кулаком в грудь, на что последний ответил сопротивлением. При этом Матач зажал голову Сидельникова между ног и стал сдавливать его шею. Когда последний освободился от данного захвата, Матач ударил Сидельникова ногой, обутой в ботинок армейского образца, по лицу в область носа и у Сидельникова пошла из-за этого удара кровь из носа.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от 18 мая 2011 г. № 155 Сидельникову были причинены закрытый перелом переносицы, без смещения костных отломков, множественные кровоподтеки на спинке носа, в подглазничной области, верхней губы, левого плечевого пояса, левого плеча, слева в сосковой области, слева на бедре, которые по степени тяжести влекут за собой вред здоровью не свыше трех недель, в связи с чем квалифицируются как легкий вред здоровью. Данные телесные повреждения причинены неоднократными воздействиями тупого, твердого предмета, возможно ударами кулаками, обутыми ногами, при сроках от 15 апреля 2011 года, возможно при вышеуказанных обстоятельствах.
Заключением военно-врачебной комиссии Матач признан годным к военной службе.
Стороной защиты доказательств, опровергающих доказательства обвинения, не представлено.
В ходе предварительного и судебного следствия подсудимый Матач давал несколько противоречивые показания и заявил, что он не потребовал, а попросил сослуживца Сидельникова не понести, а подержать его бушлат и стал бить того после отказа с использованием нецензурных слов и упоминания его матери. Однако потерпевший Сидельников на предварительном следствии и в суде давал последовательные показания, полностью соответствующие вышеизложенному, о том, что он отказался нести бушлат Матача без употребления нецензурных слов и упоминания матери последнего. Показания потерпевшего Сидельникова подтверждаются заключением судебно-медицинского эксперта, показаниями свидетелей Мацнева, Ларина и Арестова, которые согласуются с показаниями потерпевшего и взаимно дополняют друг друга. Поэтому суд показания потерпевшего Сидельникова кладёт в основу приговора, а показания подсудимого Матача, в части отрицания им своей вины, отвергает как надуманные и преследующие цель смягчить свою ответственность за содеянное.
Органами предварительного следствия Матач, кроме прочего был инкриминирован такой квалифицирующий признак преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 335 УК РФ, как «унижение чести и достоинства». Однако в ходе предварительного и судебного следствия не нашло своего подтверждения, что Матач, помимо применения насилия, каким-либо образом унижал честь и достоинство сослуживца Сидельникова. Поэтому, по мнению суда, данный квалифицирующий признак вменён Матачу необоснованно.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит достоверно установленным, что 15 апреля 2011 года рядовой Матач неоднократно нарушал уставные правила взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости, что было сопряжено с применением насилия в отношении сослуживца Сидельникова, которому при этом был причинён лёгкий вред здоровью. Поскольку данные действия Матача охватывались единым умыслом, то содеянное им суд квалифицирует по ч. 1 ст. 335 УК РФ.
Определяя наказание подсудимому Матач, военный суд принимает во внимание его молодость, положительные характеристики до призыва на военную службу и по службе в армии, что ранее он к уголовной ответственности не привлекался, рос и воспитывался без отца, а его мать является инвалидом 2 группы, что он извинился перед потерпевшим Сидельниковым, а том простил его и никаких претензий не имеет. Поэтому суд находит возможным не лишать Матача свободы.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что Матач совершил преступление, имеющее в условиях военной службы повышенную общественную опасность, в связи с чем суд полагает необходимым назначить ему наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Признать Матача Георгия Александровича виновным в совершении нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженном с насилием, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 335 УК РФ, и назначить ему наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части сроком на 6 (шесть) месяцев.
Срок отбывания наказания осужденному исчислять с даты его зачисления в списки переменного состава дисциплинарной воинской части.
Меру процессуального пресечения в отношении осужденного – наблюдение командования воинской части – до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда в судебном заседании защитника по назначению, в сумме 1491 (тысяча четыреста девяносто один) рубль 85 копеек, взыскать с осуждённого Матача в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, для рассмотрения в кассационном порядке, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда кассационной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении ему защитника.
Подлинный за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу П.Ю. Оноколов
Секретарь судебного заседания Д.Х. Ризаханов