УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карабанов А.С. Дело № 33-2347/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 09 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Маслюкова П.А.,
судей Костюниной Н.В., Подгорновой О.С.,
при секретаре Шумеевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2018 года, по которому постановлено:
исковые
требования Анисимова Александра Юрьевича, Серебряковой Валентины Григорьевны
удовлетворить.
Возложить на
администрацию г. Ульяновска обязанность по проведению капитального ремонта
многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. *** в г. У***, а именно:
произвести ремонт штукатурного слоя наружных стен с последующей окраской
фасада; произвести замену труб системы центрального отопления с обустройством
теплоизоляции; произвести замену осветительной электропроводки, приборов и
оборудования в местах общего пользования, ремонт электрощитовой
вводно-распределительного устройства; произвести ремонт отмостки вдоль стен
дома.
Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения Анисимова А.Ю., представителя истцов – Эргашева Э.Б., представителя ООО «УК «Альтернатива» Шичкова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Анисимов А.Ю., Серебрякова В.Г. обратились в суд с иском к
администрации г. Ульяновска
о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного
жилого дома № *** по проезду М*** в г.У***.
В обоснование
исковых требований указали, что являются собственниками квартир в
многоквартирном доме № *** по проезду М*** в г. У***. Данный жилой дом, 1965
года постройки, никогда не ремонтировался и нуждается в капитальном ремонте.
С учетом
уточненных исковых требований просили суд обязать администрацию г. Ульяновска
провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. ***
в г. У***, а именно: провести капитальный ремонт фасада здания (ремонт
штукатурки наружных стен с последующей окраской фасада); системы центрального
отопления (замена труб центрального отопления, запорной арматуры,
теплоизоляции); системы электроснабжения (замена осветительной электропроводки,
приборов и оборудования в местах общего пользования до квартирных приборов
учета, ремонт электрощитовой вводно-распределительного устройства); капитальный
ремонт отмостки вдоль стен дома (восстановление отмостки).
К участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены – Управление ЖКХ администрации
г.Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области, ООО «УК Альтернатива».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Указывает, что администрация города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Доказательств нуждаемости проведения капитального ремонта дома на момент приватизации истцами квартир в 2005 году, не представлено. Также ссылается на то, что общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, расходы по содержанию мест общего пользования должны быть возложены на всех собственников жилых помещений, в том числе и на истцов.
Отмечает, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П, предусмотрен капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по проезду М*** г.У*** на период 2027-2029 годы.
В возражениях
на апелляционную жалобу Анисимов А.Ю. просит решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Судом установлено, что Анисимов А.Ю. является сособственником квартиры № *** в доме № *** по проезду М*** в г. У*** (1/4 доля).
Право долевой собственности возникло у него на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 08.08.2005 № 29032-Н, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом г. Ульяновска, зарегистрировано в ЕГРП 26.10.2005.
Серебрякова В.Г. является собственником квартиры № *** в указанном доме. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 28.05.2007.
Право собственности возникло у нее на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 26.09.2005 № 29032-Н, зарегистрированном в ЕГРП 26.10.2005, и свидетельства о праве на наследство от 26.04.2007.
Данный дом является пятиэтажным, многоквартирным домом, 1965 года постройки.
Дом находится в управлении и обслуживании ООО «УК «Альтернатива».
Согласно материалам гражданского дела, инвентарного дела на
указанный дом, капитальный ремонт фасада,
отмостки, системы отопления, системы электроснабжения в доме не проводился.
Администрацией г.Ульяновска в ходе рассмотрения дела также
не оспаривалось то обстоятельство, что фасад, отмостка, система отопления, система электроснабжения дома
нуждаются в капитальном ремонте.
Необходимость проведения капитального ремонта указанных конструктивных элементов подтверждается постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы», согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по проезду М*** г.У*** запланирован на 2027-2029 годы (позиция 211).
Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что ненадлежащее техническое состояние дома возникло в период нахождения многоквартирного жилого дома в ведении органов местного самоуправления.
Необходимость проведения капитального ремонта фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения дома возникла до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку до этого времени истекли предельные сроки эксплуатации (40 лет) указанных конструктивных элементов, установленные ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005) была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Вместе с тем, доказательств исполнения наймодателем обязательств по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов материалы дела не содержат. По данным инвентарного дела, по состоянию на 15.03.1988, 27.03.1995, 11.04.1997 капитального ремонта в доме не было, на стенах, в фундаменте имеются трещины, побелка наружная утратилась.
Статьей 149 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 N 4218-1 (в ред. от 21.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики", целями принятия которого являлось определение основных принципов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установление общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, введено понятие муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Согласно указанному закону в отношениях найма муниципального жилищного фонда уполномоченный орган местного самоуправления выступал наймодателем. Поскольку обязательства по проведению капитального ремонта фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения, нормативный срок эксплуатации которых истек, и указанные конструктивные элементы фактически пришли в неудовлетворительное состояние в период действия Жилищного кодекса РСФСР, органом местного самоуправления не были выполнены, то эти обязательства сохраняются.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2004 N 189-░░ "░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №*** ░░ ░░░░░░░ ░*** ░ ░.░***.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░ ░░░ ░░
░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░***, ░. *** ░ ░. ░***, ░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░
░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 20
░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░***, ░. *** ░ ░. ░***, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░