12-31/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Починок 27 апреля 2016 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.,
с участием прокурора Старовойтовой Н.Н.,
при секретаре Левченковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора ... на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** по делу об административном правонарушении в отношении Романова В.В.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № ** по делу об административном правонарушении, вынесенным комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... ** ** **, Романов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
На данное постановление прокурором ... принесен протест, в обоснование которого в судебном заседании прокурор Старовойтова Н.Н. указала, что данное постановление является не законным и подлежит отмене, поскольку в нарушение ч.1, ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении от ** ** **, составленном инспектором ПДН МО МВД России «Починковский» в отношении Романова В.В., не указаны время совершения правонарушения, не раскрыто событие административного правонарушения, а также наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, которые необходимы при назначении административного наказания, что является существенным недостатком протокола об административном правонарушении и препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении. Однако возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела по существу. Факт вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении Романова В.В. свидетельствует о том, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... не был соблюден принцип административной ответственности – презумпция невиновности. Данное обстоятельство является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении. Просит отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** и прекратить производство по делу.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Романов В.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.7).
Суд, проверив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные статьями 30.1-30.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.1 ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления; об отмене постановления и о прекращении производства по делу; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу правомочному рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Объективная сторона ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется невыполнением родителями и иными лицами своих обязанностей по воспитанию и обучению детей - заботы о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
В соответствии с ч.1 ст.65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Согласно ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также обеспечить получение детьми общего образования.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** инспектором ПДН МО МВД России «Починковский» в отношении Романова В.В. был составлен протокол № ** по делу об административном правонарушении, согласно которому Романов В.В. имеет несовершеннолетних детей: Р.Д.В., ** ** ** года рождения и Р.А.В., ** ** ** года рождения, но их воспитанием и содержанием не занимается. Так, ** ** ** Романов В.В. находился по месту жительства в д. ... в состоянии алкогольного опьянения вместе с женой и малолетним сыном. Дочь находилась у бабушки в ... и учится в МБОУ СШ № ** .... Оба родителя в нетрезвом состоянии, злоупотребляют спиртными напитками в течение нескольких дней. В доме грязно, не прибрано, вещи разбросаны, посуда грязная, на кроватях грязное белье, пищи приготовленной, имеется запас продуктов питания. Родители в присутствии ребенка громко кричали, выражались грубой нецензурной бранью. Романов В.В. неоднократно предупреждался об ответственности за ненадлежащее воспитание и содержание детей, но продолжает злоупотреблять спиртными напитками, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.4).
За данное правонарушение постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... № ** от ** ** **, Романов В.В. был признан виновным по ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних детей) и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения (л.д.3).
В соответствии с ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.4 постановления от ** ** ** № ** "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В нарушение требований ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении от ** ** **, составленном в отношении Романова В.В. не указано время совершения правонарушения, не раскрыто событие административного правонарушения, что является существенными недостатками протокола об административном правонарушении, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Для объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходима совокупность ряда противоправных действий (бездействия) - невыполнение обязанности по содержанию, обучению, воспитанию, защите прав и интересов, такая совокупность противоправных действий (бездействия) по данному делу об административном правонарушении отсутствует.
В силу ст.24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.1 ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Из анализа норм действующего законодательства усматривается, что в постановлении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, то есть установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении является административным актом, который должен полностью соответствовать его содержанию, предусмотренному ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** по делу об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения, нет ссылки на доказательства, подтверждающие факт совершения лицом административного правонарушения, не указано в чем конкретно выражено неисполнение или ненадлежащее исполнением Романовым В.В. обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о виновности, что не соответствует требованиям ч.1 ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При принятии решения по данному делу об административном правонарушении должностное лицо должно было бы учесть все доказательства виновности либо невиновности Романова В.В. во вменяемом ему правонарушении, сославшись на них и раскрыв их содержание в оспариваемом постановлении, что сделано не было.
В силу ч.2 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, указанных в постановлении, не усматривается, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно ч.1 и ч. 4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По этим основаниям постановление по делу об административном правонарушении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** № ** о привлечении к административной ответственности Романова В.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Протест прокурора ... на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** по делу об административном правонарушении, удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании « ...» ... от ** ** ** № ** о привлечении Романова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд с подачей жалобы через Починковский районный суд.
Судья: В.А.Шабанова