Дело № 2-838/2017г.
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2017 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: судьи Тупаленко В.М.,
с участием ответчика Наботова М.М.,
при секретаре судебного заседания Черновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корепанов А.А к Индивидуальному предпринимателю Наботов М.М. о возмещении ущерба и компенсации морального вреда,
Установил:
Истец Корепанов А.А обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Наботов М.М. о возмещении ущерба в сумме 4890 рублей и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
Требования обоснованы тем, что с 05.12.2014 года по 24.04.2015 года истец работал у ИП Наботова М.М. в должности водителя самосвала, что подтверждается записью в трудовой книжке и трудовым договором № от 05.12.2014г. После увольнения по собственному желанию истцом была получена справка 2-НДФЛ за 2015 год от 12.05.2015года, согласно которой доход за 2015 год составил 44 330 рублей, налоговая база 41 530 рублей, с которой исчислен, удержан и перечислен НДФЛ в размере 5 399 рублей.
30.03.2016 года заказным письмом Корепанов А.А получил от Наботова М.М. справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 25.02.2016 года, согласно которой доход за 2015 год составил 51 618 рублей, сумма налога исчисленная и не удержанная налоговым агентом – 6 710 рублей, извещение о невозможности удержания налога на доходы за 2015 год и необходимости самостоятельно задекларировать доходы за 2015 год, исчислить и уплатить налог.
15.11.2016 года истец получил с налоговой инспекции требование о предоставлении декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год «в связи с получением дохода от налогового агента с которого исчислен, но не удержан налог на доходы физических лиц», направил своё несогласие с требованием, так как у него была справка 2-НДФЛ с другими данными. На обращение истца налоговая инспекция запросила у Наботова М.М. документы, подтверждающие получение дохода, на основании, которых подтвердила своё требования о предоставлении декларации. Истцом было выполнено требование налоговой инспекции, декларация сдана 20.03.2017 года по предоставленным данным Наботовым М.М. в налоговую инспекцию.
Истец считает, что Наботов М.М. предоставил в налоговую инспекцию недостоверные данные о начислении заработной платы, так как в трудовом договоре не указана конкретная сумма заработной платы истца, суммы дохода в справке 2-НДФЛ за 2015 год от 25.02.2016 года недостоверны, сумма налога исчисленная и не удержанная налоговым агентом в размере 6710 рублей завышена, так как не учтены стандартные налоговые вычеты на детей, хотя необходимые документы были предоставлены работодателю.
Кроме того, истец был уверен, что с его дохода был удержан НДФЛ, так как это обязанность работодателя, согласно ст.226 Налогового кодекса РФ и п. 3.2.3. Трудового договора «Уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами», работодатель ввел его в заблуждение относительно выполненных им обязанностей налогового агента в отношении доходов налогоплательщика, выдав при увольнении справку 2-НДФЛ, согласно которой подоходный налог был исчислен, удержан и перечислен в налоговую инспекцию.
Также считает, что Наботов М.М. нарушил сроки уведомления о сумме исчисленного, но не удержанного налога на доходы за 2015 год, предусмотренные ст.226 п.5 Налогового кодекса Российской Федерации: извещение о невозможности удержания налога на доходы за 2015 год и справка о доходах по форме 2- НДФЛ за 2015 год от 25.02.2016 года были направлены в его адрес 24.03.2016 года, получены истцом 30.03.2016 года.
Ответчик не исполняя свои обязанности налогового агента, искажая данные, предоставленные в налоговую инспекцию, причинил истцу материальный вред, выраженный в уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год по требованию налоговой инспекции в сумме 4890 рублей, что уменьшило размер заработной платы и не соответствует условиям трудового договора. Моральный вред возник в результате безуспешной переписки с налоговой инспекцией, доказывая неправомерное бездействие работодателя, выраженное в пассивном поведении в случае, когда законодательство возлагает на него совершение определенных действий, также моральным вредом являются нравственные страдания, выраженные в потери личного времени и необходимостью обращения в суд. Причиненный моральный вред оценивает в 20000 рублей
Истец Корепанов А.А в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Корепанова Е.С. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Наботов М.М. исковые требования не признал, пояснил, что в связи с арестом счетов, связанных с проверкой его деятельности, он не мог заплатить НДФЛ в 2015году, поэтому предупредил Корепанов А.А о необходимости уплатить данный налог самостоятельно, также поставил в известность налоговую. За период с января по апрель 2015г. Корепанов А.А была начислена заработная плата 51618 руб., столько же им получено на руки.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата является вознаграждением за труд.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Таким образом, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Таким образом, в п. 5 ст. 226 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2016 г., сказано, что обязанность поставить в известность налогоплательщика и налоговый орган о невозможности удержать налог у налогового агента возникает только в случае, если налог не был удержан в течение конкретного налогового периода. Соответственно, указанный налоговый долг должен погасить сам налогоплательщик. То есть, налоговому агенту по НДФЛ следует лишь известить налогоплательщика - получателя дохода, а также налоговый орган о невозможности удержать налог в 2015 г.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, ответчик ИП Наботов М.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.09.2010 года, согласно свидетельству Серия №, снят с учета 09.02.2016г.
Истец Корепанов А.А с 05.12.2014 года по 24.04.2015 года работал у ИП Наботова М.М. в должности водителя самосвала, что подтверждается записью в трудовой книжке АТ - V1 № от 26.01.1994 года и трудовым договором № от 05.12.2014 года.
Как следует из п.п. 3.2.2, 3.2.3, 4.1 трудового договора № заключенного между Корепанов А.А и ИП Наботовым М.М. 05 декабря 2014 года, работодатель обязан своевременно выплачивать заработную плату и уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами. За выполнение работы, обусловленной настоящим договором, работнику выплачивается сдельная заработная плата.
Согласно представленной истцом справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2015 год № от 12.05.2015 года доход Корепанов А.А за 2015 год составил 44330 рублей, налоговая база 41530 рублей, с которой исчислен, удержан и перечислен НДФЛ в размере 5399 рублей.
Ответчиком в адрес истца было направлено извещение, о том, что Корепанов А.А как получатель дохода, из которого не был удержан НДФЛ до 01.04.2016 года должен обратиться в Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю самостоятельно задекларировать доходы за 2015 год и уплатить налог в бюджет, с приложением справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 25.02.2016 года, согласно которой доход Корепанов А.А за 2015 год составил 51618 рублей, сумма налога исчисленная и не удержанная налоговым агентом - 6710 рублей.
Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю, Корепанов А.А направлены требования о предоставлении декларации по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2015 год в связи с получением дохода от налогового агента, с которого исчислен, но не удержан налог на доходы физических лиц.
Истец Корепанов А.А выполнил требования налоговой инспекции, согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) Корепанов А.А, общая сумма доходов составляет 51 618 рулей, сумма налоговых вычетов составляет 14 000 рублей (налоговый вычет на ребенка родителю), налоговая база для начисления налога составляет 37 618 рублей, общая сумма налога, исчисленная к уплате, составляет 4 890 рублей, который уплачен 20.03.2017 года.
Согласно справки за период с января по апрель 2015г. Корепанов А.А была начислена и выплачена заработная плата ИП Наботовым в размере 51 618 рублей, без удержания НДФЛ, что также подтверждается платежными ведомостями, то есть налог не был удержан в течение данного налогового периода, следовательно, указанный налоговый долг должен погасить сам налогоплательщик, то есть истец который был извещен о невозможности удержания налога в 2015 г., в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Решил:
В удовлетворении исковых требований Корепанов А.А к Индивидуальному предпринимателю Наботов М.М. о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Тупаленко