УИД 36RS0006-01-2021-003488-40
№ 5-1395/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 июля 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А. (г.Воронеж, ул.Комиссаржевской, д.18А), рассмотрев дело об административном правонарушении о привлечении должностного лица - заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Барановой Елены Владимировны к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 6-229/2021 от 26.05.2021, составленного начальником контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Чернышовым А.Я., 11.01.2021 года было установлено, что по результатам рассмотрения Рослесхозом материалов об исполнении п.7 Предписания № 40/2018 Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу во исполнение поручения Рослесхоза от 03.06.2020 № ЕК-07-46/10170 Управлению выдано предписание от 23.06.2020 № 4-ВП-2020 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Воронежской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (письмо Департамента от 23.06.2020 № 1796-02-15/3428). Срок исполнения пункта 1 Предписания №4-ВГ1/2020 был установлен 31.12.2020.
На основании приказа Департамента от 24.12.2020 № 835 «О проведении внеплановой документарной проверки исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части исполнения Предписания от 23.06.2020 №4-ВП/2020, выданного Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам внеплановой проверки 2020 года» (в редакции приказа № 1 от 11.01.2021) в период с 11 января по 28 января 2021 г. проведена внеплановая документарная проверка исполнения Управлением переданных полномочий в части исполнения пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020.
В соответствии с требованиями пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020 Управлению необходимо обеспечить исполнение пункта 7 предписания Рослесхоза от 27.12.2018 № 40/2018 по «принятию мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр» (в 2016 — 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, отличную от единицы объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы)».
Согласно представленных Управлением сведений, приказом Управления от 21.12.2018 № 1335 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ специализированным государственным бюджетным учреждением, подведомственным управлению лесного хозяйства Воронежской области, «Воронежский лесопожарный центр», данным приказом утвержден новый порядок определения нормативных затрат на выполнение работ в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области», в соответствии с которым введен экспертный метод определения нормативных затрат для работы «Тушение лесных пожаров», при котором норматив затрат на тушение лесных пожаров определяется как отношение средней суммы затрат на тушение лесных пожаров за последние три года к средней площади пожаров за последние три года (таким образом норматив затрат на работу «Тушение лесных пожаров» определяется на 1 га прогнозируемой площади пожара), а фактические расходы на тушение лесных пожаров включают затраты, сформированные в соответствии с Рекомендациями по порядку формирования и учету затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета (письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № АС-05-54/7018 и от 10.03.2017 № ИВ-05-54/2984) в части не противоречащей действующему законодательству.
Управление при расчете нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение пожаров в лесах. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» использовало экспертный метод определения нормативных затрат, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение робот) в отношении государственных учреждении Воронежской области».
В соответствии с п. 13 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06 2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» нормативные затраты рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в соответствующих сферах деятельности, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
По результатам внеплановой документарной проверки составлен Акт от 28.01.2021 № 8-ВП с решением комиссии считать, что Управлением не обеспечено принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения дарственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр», и предложением считать требования пункта предписания № 4-ВП/2020 неисполненными.
Акт № 8-ВП был направлен в адрес Управления письмом Департамента от 28.01.2021 № 183-02-15. Лицом, ответственным за неисполнение пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В. в силу должностных обязанностей по обеспечению реализации в установленном порядке переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Действия должностного лица - заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Барановой Е.В. квалифицированы по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании Баранова Е.В. и её защитник Ливандовская А.И. вину не признали, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав присутствующих лиц, исследовавпредоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.7 предписания №40/2018 от 27.12.2018 на основании акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Воронежской области и должностных лиц органа государственной власти Воронежской области от 30.11.2018 №40/2018 Федеральным агентством лесного хозяйства управлению предписано: обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр» (в 2016 - 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы, отличную от единицы объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы).
20.11.2019 №64-11/6904 в адрес Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и 21.11.2019 была направлена информация об исполнении предписания №40/2018.
Согласно акту внеплановой документарной проверки исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части выполнения предписания от 27.12.2018 №40/2018, выданного Рослесхозом по результатам плановой проверки 2018 года, комиссия пришла к выводу о неисполнении в частности п.7 Предписания.
На указанный акт проверки управлением поданы возражения к результатам проверки от 14.01.2020 №64-11/120.
Рослесхозом принято решение о неисполнении пункта предписания согласно письму от 03.06.2020 № ЕК-07-46/10170 и поручено Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, в том числе, обеспечить выдачу руководителю управления предписания, содержащего требование об исполнении пункта 7 Предписания №40/2018.
23.06.2020 департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу вынесено предписание №4-ВП/2020, в соответствии с пунктом 1 которого управлению предписано принять меры, направленные на соблюдение установленных требований при определении объема субсидий на финансовое обеспечения выполнения государственного задания Специализированным государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Воронежский леспожарный центр» (далее - СГБУ ВО «ВЛЦ») (в 2016 - 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидий предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работ), сроком исполнения - 31.12.2020.
26.06.2020 №64-11/3430 управлением в адрес Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, а 25.12.2020 повторно направлена информация и копии документов, подтверждающих исполнение предписания №4-ВП/2020.
Согласно акту внеплановой документарной проверки № 8-ВП от 28.01.2021 исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части исполнения предписания от 23.06.2021 №4-ВП/2020, выданного Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам внеплановой проверки 2020 года №8-ВП установлено, что пункт 1 Предписания не исполнен.
На указанный акт проверки были представлены возражения №64- 11/459.
06.04.2021 было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении неустановленного должностного лица, ответственного за исполнение п. 1 Предписания № 4-ВП/2020 и установлении.
Определением от 06.04.2021 истребованы сведения в отношении лица, ответственного за исполнение п. 1 предписания от 23.06.2021 №4-ВП/2020
07.04.2021 истребованные сведения были получены Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (л.д.14).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Учитывая выше изложенное, временны затраты, суд приходит к выводу, что административное расследование фактически не проводилось.
22.04.2021 в адрес Барановой Е.В. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (л.д.10).
26.05.2021 начальником отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Чернышовым А.Я. составлен протокол об административном правонарушении № 6-229/2021, согласно которому лицом, ответственным за неисполнение пункта 1 предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В., что, по мнению должностного лица, составившего указанный протокол, свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Приказом управления лесного хозяйства Воронежской области (далее - управление) от 21.12.2018 № 1335 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ СГБУ ВО «ВЛЦ» (далее - приказ управления № 1335) утвержден порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ СГБУ ВО «ВЛЦ», на основании пунктов 2.4 и 3.7 которого 28.12.2018 и 28.12.2019 управлением утвержден Расчет нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» на 2019 и 2020 год соответственно.
Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, и п. 25 Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области» нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы - на единицу объема работы. Нормативные затраты на выполнение работ, по которым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения установлены особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, рассчитываются на единицу объема работы.
В силу ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно-технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 1 предписания № 4-ВП/2020, предписано: обеспечить исполнение пункта 7 предписания Рослесхоза от 27.12.2018 № 40/2018 по принятию мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидий на финансовое обеспечение государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр (в 2016-2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, отличную от единицы работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы (л.д.52).
Согласно Письма Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, правовое регулирование вопроса, связанного с разделением видов деятельности учреждения на услуги и работы, недостаточно детально.
В связи с этим возможен такой подход: если деятельность учреждения осуществляется в интересах конкретного потребителя - юридического или физического лица, то ее можно именовать услугой (например, предоставление высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек (книговыдача), организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение). Если же получателем услуги является общество в целом (услуга является так называемой "услугой коллективного пользования") либо орган власти, то такую деятельность можно отнести к категории работ (например, выполнение прикладного научного исследования, создание спектакля, организация автотранспортного обслуживания органа власти).
Для услуг, как правило, существует стандарт или разработаны унифицированные требования к их оказанию.
Для услуг обязательно следует определить единицу измерения объема услуги, в то время как для работ единица измерения объема может быть определена, но не обязательна.
Услуга направлена на конкретного потребителя, значит она типична и подлежит нормированию. Иными словами она может быть оказана нескольким потребителям, при этом стоимость единицы услуги от этого не изменится. Для работ иначе, стоимость работ, как правило, рассчитывается индивидуально. В связи с этим определение нормативных затрат для работ не является обязательным.
Учитывая изложенное, единица измерения объема услуги принципиально важна для определения размера нормативных затрат на ее оказание. Поскольку размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания есть ни что иное как сумма произведений нормативных затрат на единицу услуги и количества единиц услуг, включенных в государственное (муниципальное) задание, то корректное определение единицы измерения объема услуги в конечном счете влияет на определение размера субсидии учреждению.
Управление при расчете нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение пожаров в лесах. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» использовало экспертный метод определения нормативных затрат, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области.
Согласно п. 13 раздела II Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания), нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общие требования направляются в Министерство финансов Российской Федерации на согласование.
Общими требованиями может устанавливаться, что нормативные затраты на оказание отдельных государственных услуг в соответствующих сферах определяются с учетом иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, фактические расходы на тушение лесных пожаров включают затраты, сформированные в соответствии с Рекомендациями по порядку формирования и учету затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета.
Предписание № 4-ВП/2020 не оспорено, не признано незаконным. Актом установлено, что Управлением не обеспечено принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр».
Согласно представленного в материалы дела должностного регламента, ответственным за неисполнение п.1 Предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В..
Таким образом, Баранова Е.В. является надлежащим субъектом.
Совершенное Барановой Е.В. правонарушение подтверждается протоколом об административном правонарушении № 6-229/2021 от 26.05.2021, предписанием №4-ВП/2020 от 23.06.2020, актом внеплановой документарной проверки от 28.01.2021, приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 24.12.2020 № 835.
Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным на то должностным лицом, в отсутствии должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом, извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении; копия протокола направлена в адрес Барановой Е.В. (л.д.8) и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Довод об исполнении предписания, суд считает не обоснованным.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает то, что Баранова Е.Ю. не привлекалась ранее к административной ответственности, в связи с чем, судья полагает возможным назначить наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, неисполнение законно вынесенного предписания несет в себе негативные последствия для определению объема субсидии на финансовое обеспечения выполнения государственного задания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Баранову Елену Владимировну, заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Административный штраф подлежит перечислению на реквизиты:
Расчетный счет 40101810845250010102
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
Получатель: УФК по Московской области (Департамент лесного хозяйства по ЦФО л/с 04481857460)
ИНН 7705782230, КПП 503801001
БИК 044525000, ОКТМО 46647101
КБК 05311625071016000140
Уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.ст. 31.1; 32.2 КоАП РФ). Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в суд.
Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч.1 ст. 20.25; ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ).
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
УИД 36RS0006-01-2021-003488-40
№ 5-1395/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 июля 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А. (г.Воронеж, ул.Комиссаржевской, д.18А), рассмотрев дело об административном правонарушении о привлечении должностного лица - заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Барановой Елены Владимировны к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 6-229/2021 от 26.05.2021, составленного начальником контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Чернышовым А.Я., 11.01.2021 года было установлено, что по результатам рассмотрения Рослесхозом материалов об исполнении п.7 Предписания № 40/2018 Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу во исполнение поручения Рослесхоза от 03.06.2020 № ЕК-07-46/10170 Управлению выдано предписание от 23.06.2020 № 4-ВП-2020 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Воронежской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (письмо Департамента от 23.06.2020 № 1796-02-15/3428). Срок исполнения пункта 1 Предписания №4-ВГ1/2020 был установлен 31.12.2020.
На основании приказа Департамента от 24.12.2020 № 835 «О проведении внеплановой документарной проверки исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части исполнения Предписания от 23.06.2020 №4-ВП/2020, выданного Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам внеплановой проверки 2020 года» (в редакции приказа № 1 от 11.01.2021) в период с 11 января по 28 января 2021 г. проведена внеплановая документарная проверка исполнения Управлением переданных полномочий в части исполнения пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020.
В соответствии с требованиями пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020 Управлению необходимо обеспечить исполнение пункта 7 предписания Рослесхоза от 27.12.2018 № 40/2018 по «принятию мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр» (в 2016 — 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, отличную от единицы объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы)».
Согласно представленных Управлением сведений, приказом Управления от 21.12.2018 № 1335 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ специализированным государственным бюджетным учреждением, подведомственным управлению лесного хозяйства Воронежской области, «Воронежский лесопожарный центр», данным приказом утвержден новый порядок определения нормативных затрат на выполнение работ в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области», в соответствии с которым введен экспертный метод определения нормативных затрат для работы «Тушение лесных пожаров», при котором норматив затрат на тушение лесных пожаров определяется как отношение средней суммы затрат на тушение лесных пожаров за последние три года к средней площади пожаров за последние три года (таким образом норматив затрат на работу «Тушение лесных пожаров» определяется на 1 га прогнозируемой площади пожара), а фактические расходы на тушение лесных пожаров включают затраты, сформированные в соответствии с Рекомендациями по порядку формирования и учету затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета (письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № АС-05-54/7018 и от 10.03.2017 № ИВ-05-54/2984) в части не противоречащей действующему законодательству.
Управление при расчете нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение пожаров в лесах. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» использовало экспертный метод определения нормативных затрат, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение робот) в отношении государственных учреждении Воронежской области».
В соответствии с п. 13 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06 2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» нормативные затраты рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в соответствующих сферах деятельности, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
По результатам внеплановой документарной проверки составлен Акт от 28.01.2021 № 8-ВП с решением комиссии считать, что Управлением не обеспечено принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения дарственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр», и предложением считать требования пункта предписания № 4-ВП/2020 неисполненными.
Акт № 8-ВП был направлен в адрес Управления письмом Департамента от 28.01.2021 № 183-02-15. Лицом, ответственным за неисполнение пункта 1 Предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В. в силу должностных обязанностей по обеспечению реализации в установленном порядке переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Действия должностного лица - заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Барановой Е.В. квалифицированы по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании Баранова Е.В. и её защитник Ливандовская А.И. вину не признали, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав присутствующих лиц, исследовавпредоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.7 предписания №40/2018 от 27.12.2018 на основании акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Воронежской области и должностных лиц органа государственной власти Воронежской области от 30.11.2018 №40/2018 Федеральным агентством лесного хозяйства управлению предписано: обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр» (в 2016 - 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы, отличную от единицы объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы).
20.11.2019 №64-11/6904 в адрес Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и 21.11.2019 была направлена информация об исполнении предписания №40/2018.
Согласно акту внеплановой документарной проверки исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части выполнения предписания от 27.12.2018 №40/2018, выданного Рослесхозом по результатам плановой проверки 2018 года, комиссия пришла к выводу о неисполнении в частности п.7 Предписания.
На указанный акт проверки управлением поданы возражения к результатам проверки от 14.01.2020 №64-11/120.
Рослесхозом принято решение о неисполнении пункта предписания согласно письму от 03.06.2020 № ЕК-07-46/10170 и поручено Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, в том числе, обеспечить выдачу руководителю управления предписания, содержащего требование об исполнении пункта 7 Предписания №40/2018.
23.06.2020 департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу вынесено предписание №4-ВП/2020, в соответствии с пунктом 1 которого управлению предписано принять меры, направленные на соблюдение установленных требований при определении объема субсидий на финансовое обеспечения выполнения государственного задания Специализированным государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Воронежский леспожарный центр» (далее - СГБУ ВО «ВЛЦ») (в 2016 - 2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидий предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работ), сроком исполнения - 31.12.2020.
26.06.2020 №64-11/3430 управлением в адрес Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, а 25.12.2020 повторно направлена информация и копии документов, подтверждающих исполнение предписания №4-ВП/2020.
Согласно акту внеплановой документарной проверки № 8-ВП от 28.01.2021 исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий в части исполнения предписания от 23.06.2021 №4-ВП/2020, выданного Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам внеплановой проверки 2020 года №8-ВП установлено, что пункт 1 Предписания не исполнен.
На указанный акт проверки были представлены возражения №64- 11/459.
06.04.2021 было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении неустановленного должностного лица, ответственного за исполнение п. 1 Предписания № 4-ВП/2020 и установлении.
Определением от 06.04.2021 истребованы сведения в отношении лица, ответственного за исполнение п. 1 предписания от 23.06.2021 №4-ВП/2020
07.04.2021 истребованные сведения были получены Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (л.д.14).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Учитывая выше изложенное, временны затраты, суд приходит к выводу, что административное расследование фактически не проводилось.
22.04.2021 в адрес Барановой Е.В. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (л.д.10).
26.05.2021 начальником отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Чернышовым А.Я. составлен протокол об административном правонарушении № 6-229/2021, согласно которому лицом, ответственным за неисполнение пункта 1 предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В., что, по мнению должностного лица, составившего указанный протокол, свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Приказом управления лесного хозяйства Воронежской области (далее - управление) от 21.12.2018 № 1335 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ СГБУ ВО «ВЛЦ» (далее - приказ управления № 1335) утвержден порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ СГБУ ВО «ВЛЦ», на основании пунктов 2.4 и 3.7 которого 28.12.2018 и 28.12.2019 управлением утвержден Расчет нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» на 2019 и 2020 год соответственно.
Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, и п. 25 Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области» нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы - на единицу объема работы. Нормативные затраты на выполнение работ, по которым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения установлены особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, рассчитываются на единицу объема работы.
В силу ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно-технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 1 предписания № 4-ВП/2020, предписано: обеспечить исполнение пункта 7 предписания Рослесхоза от 27.12.2018 № 40/2018 по принятию мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидий на финансовое обеспечение государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр (в 2016-2017 годах нормативные затраты на выполнение государственной работы «Тушение лесных пожаров» утверждены на единицу объема работы, отличную от единицы работы, предусмотренной доведенными государственными заданиями; в 2017 году объем субсидии предоставлен без учета утвержденных нормативных затрат на единицу объема работы (л.д.52).
Согласно Письма Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, правовое регулирование вопроса, связанного с разделением видов деятельности учреждения на услуги и работы, недостаточно детально.
В связи с этим возможен такой подход: если деятельность учреждения осуществляется в интересах конкретного потребителя - юридического или физического лица, то ее можно именовать услугой (например, предоставление высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек (книговыдача), организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение). Если же получателем услуги является общество в целом (услуга является так называемой "услугой коллективного пользования") либо орган власти, то такую деятельность можно отнести к категории работ (например, выполнение прикладного научного исследования, создание спектакля, организация автотранспортного обслуживания органа власти).
Для услуг, как правило, существует стандарт или разработаны унифицированные требования к их оказанию.
Для услуг обязательно следует определить единицу измерения объема услуги, в то время как для работ единица измерения объема может быть определена, но не обязательна.
Услуга направлена на конкретного потребителя, значит она типична и подлежит нормированию. Иными словами она может быть оказана нескольким потребителям, при этом стоимость единицы услуги от этого не изменится. Для работ иначе, стоимость работ, как правило, рассчитывается индивидуально. В связи с этим определение нормативных затрат для работ не является обязательным.
Учитывая изложенное, единица измерения объема услуги принципиально важна для определения размера нормативных затрат на ее оказание. Поскольку размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания есть ни что иное как сумма произведений нормативных затрат на единицу услуги и количества единиц услуг, включенных в государственное (муниципальное) задание, то корректное определение единицы измерения объема услуги в конечном счете влияет на определение размера субсидии учреждению.
Управление при расчете нормативных затрат на выполнение государственной работы «Тушение пожаров в лесах. Ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований» использовало экспертный метод определения нормативных затрат, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2015 № 714 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Воронежской области.
Согласно п. 13 раздела II Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания), нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общие требования направляются в Министерство финансов Российской Федерации на согласование.
Общими требованиями может устанавливаться, что нормативные затраты на оказание отдельных государственных услуг в соответствующих сферах определяются с учетом иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, фактические расходы на тушение лесных пожаров включают затраты, сформированные в соответствии с Рекомендациями по порядку формирования и учету затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета.
Предписание № 4-ВП/2020 не оспорено, не признано незаконным. Актом установлено, что Управлением не обеспечено принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр».
Согласно представленного в материалы дела должностного регламента, ответственным за неисполнение п.1 Предписания № 4-ВП/2020 является заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Баранова Е.В..
Таким образом, Баранова Е.В. является надлежащим субъектом.
Совершенное Барановой Е.В. правонарушение подтверждается протоколом об административном правонарушении № 6-229/2021 от 26.05.2021, предписанием №4-ВП/2020 от 23.06.2020, актом внеплановой документарной проверки от 28.01.2021, приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 24.12.2020 № 835.
Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным на то должностным лицом, в отсутствии должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом, извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении; копия протокола направлена в адрес Барановой Е.В. (л.д.8) и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Довод об исполнении предписания, суд считает не обоснованным.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает то, что Баранова Е.Ю. не привлекалась ранее к административной ответственности, в связи с чем, судья полагает возможным назначить наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, неисполнение законно вынесенного предписания несет в себе негативные последствия для определению объема субсидии на финансовое обеспечения выполнения государственного задания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Баранову Елену Владимировну, заместителя руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Административный штраф подлежит перечислению на реквизиты:
Расчетный счет 40101810845250010102
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
Получатель: УФК по Московской области (Департамент лесного хозяйства по ЦФО л/с 04481857460)
ИНН 7705782230, КПП 503801001
БИК 044525000, ОКТМО 46647101
КБК 05311625071016000140
Уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.ст. 31.1; 32.2 КоАП РФ). Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в суд.
Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч.1 ст. 20.25; ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ).
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.