Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22.12.2014г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Аскеровой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 6290/14 по иску прокурора гор. Самары в интересах Осипова А. А. к администрации г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор гор. Самары в интересах Осипова А.А. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что Осипов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 02.06.2014г. Осипов А.А обратился с заявлением о включении его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.07.2014г. № ему было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием регистрации в г.о. Самара, а также в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с указанным заявлением. Считает данный отказ нарушающим права Осипова А.А., который какого- либо жилья в собственности не имеет, невозможность подачи заявления Осиповым А.А. в установленный срок до достижения им 23 летнего возраста была обусловлена его нахождением в местах лишения свободы с 22.03.2010г. по 12.11.2013г., а также длительностью сбора необходимых документов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать право Осипова А.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию г.о. Самара включить Осипова А.А. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления с 02.06.2014г.
В судебном заседании представитель истца Щербаков К.Г. поддержал требования по изложенным выше основаниям.
Осипов А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Самары, при этом пояснил, что в установленный законом срок он не смог встать на спорный учет, поскольку находился в местах лишения свободы в связи с отбытием наказания. После освобождения он неоднократно обращался в различные органы местного самоуправления с заявлениями о постановке его на учет, однако данное заявление не принимали, ссылались на отсутствие у него права, поскольку у него отсутствует регистрация. Вместе с тем, он был снят с регистрационного учета в период его пребывания в местах лишения свободы. Какого либо жилья в собственности он не имеет, проживает в различных местах, где появляется данная возможность. Поскольку в установленный законом срок он не имел возможность быть поставленным на учет по независящим от него обстоятельствам, считает, что он обладает правом встать на спорный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель администрации г.о. Самара Кушнарева О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Осиповым А.А. утрачено, поскольку он обратилась с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после достижении 23 летнего возраста. В связи с этим, просит в удовлетворении требований истца отказать.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. В суд поступил отзыв, согласно которого, Департамент просил в иске отказать в виду отсутствия оснований.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1.4 и 1.2 порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением правительства Самарской области о 29.10.2008г. №421 учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан(уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального
найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Из п. 2.4 указанного порядка следует, что на органы местного самоуправления была возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что мать Осипова А.А. – Осипова С.Ю. лишена родительских прав решением Промышленного районного суда гор. Самары от 12.07.1999г., отец Осипов А.Ю. умер 05.04.1999г.
Постановлением администрации Промышленного района гор. Самары от 09.06.1999г. № опекуном Осипова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена его бабушка Осипова Н.Н.
Постановлением администрации Октябрьского района гор Самары от 16.02.2000г. № за Осиповым А.А. была сохранена жилая площадь по адресу регистрации- <адрес>.
Заочным решением Октябрьского районного суда <адрес> от 22.02.2011г. Осипов А.А. был признан утратившим право пользования жилым помещением по адрес: <адрес> снят с регистрационного учета.
Осипов А.А. обратился с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.07.2014г. № Осипову А.А. было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием регистрации в г.о. Самара, а также в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с указанным заявлением.
Судом установлено, что Осипов А.А. не имел возможности в установленный законом срок встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку находился в местах лишения свободы, что подтверждается приговором Промышленного районного суда гор. Самары от 20.01.2009г., приговором
Промышленного районного суда гор. Самары от 21.05.2010г., справкой об условно- досрочном освобождении.
Осипов А.А. какого – либо жилья в собственности не имеет, обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, однако не имел возможности зарегистрировать данное заявление и встать на учет, по независящим от него обстоятельствам.
Данные обстоятельства подтверждаются указанным выше заочным решением Октябрьского районного суда гор. Самары от 22.02.2011г., выпиской из ЕГРП об отсутствии у Осипова А.А. в собственности жилья.
Оценивая приведенные выше обстоятельства, суд считает, что Осипов А.А. не мог быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте до установленного законом предельного возраста не по своей вине.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что Осипов А.А. обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, суд считает, что требования истца являются обоснованными подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя администрации г.о.Самара о том, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Суздалевым В.С. утрачено, поскольку он обратился с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по
достижении 23 летнего возраста, безосновательны. Как установлено судом и указано выше, Осипов А.А. фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, что подтверждается приведенными выше доказательствами. При таких обстоятельствах, суд считает, что подача им заявления после достижения 23 летнего возраста не влечет за собой прекращения права на обеспечение жильем. Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения соответствующих лиц жилыми помещениями.
Ссылки представителя администрации г.о. Самары на то, что у Осипова А.А. отсутствует регистрация, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Как указывалось выше, Осипов А.А. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого - либо жилья в собственности не имеет, проживает в комнате, которую арендует. С заявлением о снятии с регистрационного учета не обращался, был снят с данного учета не по своей воле, в период пребывания в местах лишения свободы. Таким образом, отсутствие регистрации вызвано обстоятельствами, не зависящими от Осипова А.А. Кроме того, получить данную регистрацию Осипов А.А. не имеет возможности в связи с отсутствием у него жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания. Поскольку Осипов А.А. какого- либо жилья в собственности не имеет, суд считает, что последний объективно относится к категории нуждающихся. Таким образом, Осипов А.А. не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающегося в жилом помещении, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях. В связи с этим, законные права Осипова А.А. связанные с постановкой на учет на улучшение жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что его возраст старше 23 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора гор. Самары удовлетворить.
Признать право Осипова А. А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обязать администрацию г.о. Самара включить Осипова А. А. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления, с 02.06.2014г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.12.2014г.
Судья Ю.В. Косенко