РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2015 года |
город Сегежа |
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи при секретаре |
Петровой С.А., Шараповой Н.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Т.Н. к Андреевой О.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Андреева И.М., Андрееву И.М. о прекращении права пользования жилым помещением,
установил:
Истица Андреева Т.Н. обратилась первоначально с иском к ответчику Андреевой О.А. по тем основаниям, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РК, ... на основании договора дарения от ХХ.ХХ.ХХ., свидетельства о государственной регистрации права от ХХ.ХХ.ХХ.. До заключения договора дарения указанная квартира принадлежала на праве собственности её сыну Андрееву М.А., который после заключения брака с ответчицей в 1998 г. и рождения ребёнка, зарегистрировал в принадлежащую ему на праве собственности квартиру своего сына Андреева И.М., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения. Брак между Андреевым М.А. и Андреевой О.А. был прекращен ХХ.ХХ.ХХ., ещё до расторжения брака ответчица вместе с ребёнком выехала из квартиры. В начале 2009 г. сын истицы - Андреев М.А. решил уехать на постоянное место жительства в гор. Петрозаводск. Поскольку ответчица отказывалась снять ребёнка с регистрации из принадлежащей сыну на праве собственности квартиры, истица была вынуждена продать свою двухкомнатную квартиру в гор. Сегежа, отдать сыну деньги на приобретение другого жилья в гор. Петрозаводске, а сын подарил ей свою квартиру, где уже был зарегистрирован внук. С 2000 г. внук - Андреев И.М. не проживает по месту регистрации, а проживает со своей матерью Андреевой О.А. в принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: РК, .... Однако с регистрационного учёта из принадлежащей истице квартиры ребёнка ответчица не сняла, ребёнок имеет временную регистрацию по месту жительства матери до 2019 г. Фактически ребенок членом семьи истицы не является, не ведёт с ней совместного бюджета и общего хозяйства, перестал быть членом её семьи. Истица полагала, что регистрация ребёнка в принадлежащей ей квартире, нарушает её законные интересы и права, поскольку она лишена возможности продать принадлежащее ей жилое помещение и переехать на постоянное место жительства в другой город. В связи с изложенным, истица просила прекратить право несовершеннолетнего Андреева И.М. пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РК, ....
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечён Андреев И.М., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Андреев М.А.
В судебном заседании истица Андреева Т.Н. не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Её представитель, действующая на основании доверенности Пулькина С.Г., заявленные требования поддержала.
Ответчик Андреева О.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований. Пояснила, что от права пользования жилым помещением они не отказывались, выезд из квартиры носил вынужденный характер.
Ответчик Андреев И.М. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время проживает со своей матерью по её адресу проживания, не помнит когда последний раз проживал в спорной квартире. С бабушкой общается постоянно. Не исключает, что в дальнейшем будет проживать по адресу постоянной регистрации.
Третье лицо Андреев М.А. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Третье лицо орган опеки и попечительства администрации Сегежского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П «По делу о проверке конституционности п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» (далее - постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П) применительно к реализации закреплённого ст. 40 (ч. 1) Конституции РФ права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (ч. 1) и 46 Конституции РФ государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.
Регулирование прав на жилое помещение, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; при этом гарантии прав членов семьи собственника жилого помещения должны рассматриваться в общей системе действующего правового регулирования как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учёта их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, т.е. не исключается необходимость учёта особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (абз. 7 п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П).
В силу статей 38 (ч. 2) и 40 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи её со ст. 17 (ч. 3), согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, родители при отчуждении принадлежащего им на праве собственности жилого помещения не вправе произвольно и необоснованно ухудшать жилищные условия проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей, и, во всяком случае, их действия не должны приводить к лишению детей жилища (абз. 1 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П).
Пункт 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, её статьям 38 (ч. 2), 40 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой содержащееся в нём регулирование - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - не позволяет при разрешении конкретных дел, связанных с отчуждением жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, обеспечивать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту прав тех из них, кто формально не отнесён к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но либо фактически лишён его на момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, либо считается находящимся на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка - вопреки установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.
В силу положений Семейного кодекса РФ об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребёнка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечёт за собой утрату ребёнком права пользования жилым помещением в контексте правил ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»).
Согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В судебном заседании установлено, что истица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РК, ..., на основании договора дарения от ХХ.ХХ.ХХ., заключённого между ней и её сыном Андреевым М.А. (свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2009).
Согласно справке ТСЖ «Защита», совместно с истицей в квартире зарегистрирован её внук Андреев И.М., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, который, вместе с тем, имеет временную регистрацию по адресу: РК, ....
Родителями Андреева И.М. являются Андреев М.А. и Андреева О.А. (актовая запись о рождении №... от 11.11.1999), брак между которыми прекращен ХХ.ХХ.ХХ. (актовая запись о расторжении брака №... от 10.11.2000).
Матери несовершеннолетнего Андреева И.М. - Андреевой О.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: РК, ... (свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2006). Несовершеннолетний Андреев И.М. фактически проживает в указанном жилом помещении вместе с матерью. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось сторонами.
Вместе с тем, как видно из договора дарения квартиры, расположенной по адресу: РК, ..., от ХХ.ХХ.ХХ. на дату заключения договора в квартире зарегистрирован несовершеннолетний Андреев И.М., который сохраняет право пользования жилым помещением в пределах и в соответствии с действующим законодательством (п. 1 разд. 2 договора). Таким образом, суд учитывает, что при заключении договора дарения спорной квартиры истице было известно о том, что в квартире зарегистрирован несовершеннолетний Андреев И.М., то есть квартира была обременена правами третьего лица.
С учётом приведённых правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний Андреев И.М. приобрёл самостоятельное право пользования жилым помещением, поскольку была зарегистрирован в спорной квартире в установленном порядке своим отцом.
Непроживание несовершеннолетнего в спорном жилом помещении, отсутствие его вещей в квартире, не свидетельствует однозначно в рассматриваемом споре, что законный представитель ребёнка отказался от права ребёнка пользования указанным жилым помещением по достижению им совершеннолетия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Андреевой Т.Н. о признании несовершеннолетнего Андреева И.М. утратившим право пользования спорным жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Андреевой Т.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья -
- С.А. Петрова
Справка: решение в окончательной форме в порядке
ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 02.03.2015.