Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1949/2016 ~ М-1588/2016 от 29.04.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Балицкой Е.В.,

с участием прокурора Куликовой О.В., истца Мамаевой М.А.,

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району – Кудиновой Ю.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижний Тагил Свердловской области в интересах Мамаевой М.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонду жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

29.04.2016 Прокурор Тагилстроевского района города Нижнего Тагила в интересах Мамаевой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит: признать незаконным бездействия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Мамаевой М.А.;возложить обязанности на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по распределению Мамаевой М.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, построенного (приобретенного) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область», находящегося в черте города Нижний Тагил, общей площадью не менее 15 кв.м. и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам;возложить обязанности на ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» по заключению с Мамаевой М.А. договора найма специализированного жилищного фонда распределенного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилья сроком на 5 лет; возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил обязанности обеспечить подписание соответствующего договора Мамаевой М.А. и возврата экземпляра договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» в течении 5 рабочих дней от даты подписания Мамаевой М.А.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района поступило заявление Мамаевой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении ее жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что Мамаева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как мать- Мамаева Н.В. решением <...> суда города Нижнего Тагила Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении дочери родительских прав (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), отец- МА умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. В соответствии с постановлением главы города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ , над несовершеннолетней Мамаевой М.А. АЛ, проживающая по адресу: <адрес>, назначена опекуном. Этим же постановлением за несовершеннолетней Мамаевой М.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.Согласно выписке из постановления Администрации города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ , Мамаевой М.А.. состоит на учете, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. С 01.09.2014 по настоящее время обучается в ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский колледж искусств» по очной форме обучения. В соответствии с приказом начальника Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г. Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ -о Мамаева М.А. состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, номер очереди Жилого помещения Мамаевой М.А. по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Мамаева М.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, где, на основании приказа начальника Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г. Нижнего Тагила Карабатовой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Мамаевой М.А., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади. Мамаева М.А. не является сособственником жилого помещения, достигла 18-летнего возраста, государственная опека (попечительство) в отношении нее прекращена, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.Исходя из смысла пункта 1-1 статьи 4, пункта 6 статьи 5 Закона Свердловской области от 22.03.2006 г. № 217-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» принятие на учет детей-сирот в целях предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области осуществляют органы опеки и попечительства (Территориальные исполнительные органы государственной власти управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области). Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу с 01.01.2013. Жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения. Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного, жилищного фонда Свердловской области, договоров найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п.4 ст.4, ст.5, п.4 ст.6). Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся, попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее Порядок предоставления жилых помещений).

Прокурор Куликова О.В. и истец Мамаева М.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил –Кудинова Ю.Е. высказала возражения против исковых требований. Считает, что Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району выполняет лишь функции по доведению лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договоре найма специализированного жилого помещения и получению от него подписи в договоре. Договор найма специализированного жилого помещения с Мамаевой М.А. на исполнение в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району еще не направлялся. Следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления нет. Считает, требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в части возложения на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанности обеспечить подписание Мамаевой М.А. договора найма специализированного жилого помещения и в течение пяти рабочих дней от даты подписании возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства» не обоснованными. Просят в исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Свердловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель третьего лица – Правительства Свердловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, направил письменный отзыв, где просил рассмотреть дело в отсутствие представителя

Заслушав прокурора, истца, представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года, вступившего в законную силу 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 ЖК РФ.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.02.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Мамаева М.А. относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими письменными доказательствами: согласно копии повторного свидетельства о рождении Мамаевой Марии Алексеевны, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <...> <...>, в качестве родителей указаны: МА и Мамаева Н.В.; согласно копии свидетельства о смерти МА умер ДД.ММ.ГГГГ; согласно копии решения <...> суда города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Мамаева Н.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Мамаевой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; согласно постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Мамаевой М.А. назначена АЛ, закреплено за несовершеннолетней Мамаевой М.А. право на жилую площадь по адресу: <адрес>

Согласно копии справки из СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о жилых помещениях, расположенных на территории г.Н.Тагила, принадлежащих на праве собственности Мамаевой М.А. не зарегистрированы.

Прав на недвижимое имущество на территории МО город Нижний Тагил на имя Мамаевой М.А. не зарегистрировано, что подтверждается копией выписки из Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 02.06.2016.

Согласно справке МКУ «Служба правовых отношений» Мамаева М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> в городе Нижний Тагил, общей площадью 34,50 кв. м., в котором зарегистрированы 2 человек: Мамаева Н.В., ФИО12

Мамаева М.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, где, на основании приказа начальника Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г. Нижнего Тагила Карабатовой Т.А. от 17.01.2014 № 192-о установлен факт невозможности проживания Мамаевой М.А., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади. Мамаева М.А. не является сособственником жилого помещения, достигла 18-летнего возраста, государственная опека (попечительство) в отношении нее прекращена, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.

На основании приказа начальника ТОИОГВ СО УСП МСЗН СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району № 236-О от 20.01.2014 Мамаева М.А. принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Таким образом, жилищные права, приобретенные Мамаевой М.А. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.

До настоящего времени Мамаева М.А. жильем не обеспечена, нанимателем либо собственником жилого помещения не является.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку Мамаева М.А. до достижения возраста 18 лет относился к категории детей-сирот, а с 18 до 23 лет - лиц из их числа, поэтому он имел право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантий, к числу которых относится обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 данного закона.

В силу указанной нормы в редакции, действовавшей до достижения Мамаевой М.А.возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Действующим правовым регулированием определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 указанного выше закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу п. п. "б" п. 2.1. действующего в настоящее время Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-П, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что в соответствии с приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил № 236-О от 20.01.2014 Мамаева М.А., как ребенок-сирота, не реализовавший до 1 января 2013 года свое право на обеспечение жилым помещением, не имеющий решение суда о предоставлении ему жилого помещения, принят на учет по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для целей представления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, который направлялся ответчиком в Министерство социальной политики Свердловской области.

В силу вышеназванных норм законодательства, Мамаева М.А. имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Таким образом, бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как компетентного органа государственной власти, выразившееся в неисполнении в отношении Мамаевой М.А. полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП создает препятствия в реализации истцом своих жилищных прав и является незаконным.

С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм, на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следует возложить обязанность - однократно распределить Мамаевой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета, находящееся в черте г.Нижний Тагил Свердловской области, общей площадью не менее 15 кв.м. и отвечающее, установленным санитарным и техническим правилам и нормам; на ГКУ «Фонд жилищного строительства» - обязанность по заключению с Мамаевой М.А. договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, сроком на 5 лет; на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил обязанность обеспечить подписание соответствующего договора Мамаевой М.А., а также обеспечить возврат экземпляра договора найма.

Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Даже, несмотря на то, что исполнение решения Управлением социальной политики отложено на неопределенный срок, оно участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░«░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5 ░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░«░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░..

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2016 ░░░░.

    

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –                ░.░.░░░░░░░░░

2-1949/2016 ~ М-1588/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мамаева Мария Алексеевна
Прокурор Тагилстроевского района г. Н.Тагил
Ответчики
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Управление социальной политики г. Н.Тагил
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
Министерство социальной политики Свердловской области
Правительство Свердловской области
Министерство финансов Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зевайкина Н.А.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
29.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2016Передача материалов судье
04.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2016Предварительное судебное заседание
27.06.2016Судебное заседание
01.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.08.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.09.2016Судебное заседание
10.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.12.2017Дело оформлено
22.12.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее