Судья Большакова Т.Н. № 21-117/2021
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2021 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области ФИО1 на решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 24 марта 2021 года,
установила:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области (далее – старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области) ФИО1 от 30 октября 2020 года, администрация Урицкого района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, администрация города Орла обжаловала его в Урицкий районный суд Орловской области, решением судьи которого от 24 марта 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение.
Приводит довод о том, что администрация Урицкого районного суда Орловской области законно и обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении был установлен факт неисполнения должником – администрацией Урицкого района Орловской области без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, документов, подтверждающих невозможность исполнения должником требований исполнительного документа представлено не было.
Считает, что признание аукциона на приобретение квартиры несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенной на них государством обязанности по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями и не исключает вину администрации Урицкого района Орловской области в административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Урицкого районного суда Орловской области от 15 октября 2019 года, вступившим в законную силу 19 ноября 2019 года, на администрацию Урицкого районного суда Орловской области возложена обязанность предоставить ФИО3 на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления на одного человека в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года. №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании исполнительного листа, выданного Урицкий районным судом Орловской области, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 18 февраля 2020 года возбуждено исполнительное производство, которым администрации Урицкого района Орловской области был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 19 мая 2020 года с администрации Урицкого района Орловской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, установлен новый срок исполнения – до 1 июля 2020 года.
Неисполнение администрацией Урицкого района Орловской области содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера во вновь установленный срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для составления в отношении администрации Урицкого района Орловской области протокола об административном правонарушении от 29 октября 2020 года по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 30 октября 2020 года, вынесенным начальником отдела – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1, администрация Урицкого района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей; оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судьей районного суда, распоряжением администрации Урицкого района от 11 февраля 2020 года внесены дополнения в план график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Урицкого района на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 гг.
План график дополнен приобретением жилых помещений в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в границах пгт.Нарышкино Урицкого района Орловской области (в количестве 6 шт.), при этом срок размещения заказа и срок исполнения контракта были установлены февраля – мая 2020 года (по 1 закупке) и августа – ноября 2020 года (по 5 закупкам).
В 2020 году администрацией Урицкого района Орловской области проведено 9 электронных аукционов, по результатам которых заключены шесть муниципальных контрактов, по двум принято решение о несоответствии единственной заявки участника аукциона конкурсной документации, один электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок (март 2020).
При этом 11 февраля 2021 года за ФИО3 было закреплено жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда Урицкого района Орловской области, расположенное по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения дела установлено, что поскольку приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а аукцион по сроку февраль-май 2020 года был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок и срок проведения других аукционов составляет – август-ноябрь 2020 года, других возможностей исполнить требования исполнительного документа у администрации Урицкого района Орловской области не имелось.
Установив наличие объективных препятствий для исполнения требований исполнительного документа, учитывая, что администрацией Урицкого района Орловской области были предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, судья районного суда правильно пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - администрации Урицкого района Орловской области состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно отменил постановление должностного лица административного органа, вынесенное в отношении администрации Урицкого района Орловской области, и правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе должностного лица административного органа доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Поскольку жалоба старшего судебного пристава МОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области ФИО1 не содержит доводов, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявших на исход дела, то оснований для отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение в тот же районный суд, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решила:
решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 24 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья Орловского областного суда Л.И. Сафронова
Судья Большакова Т.Н. № 21-117/2021
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2021 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области ФИО1 на решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 24 марта 2021 года,
установила:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области (далее – старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области) ФИО1 от 30 октября 2020 года, администрация Урицкого района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, администрация города Орла обжаловала его в Урицкий районный суд Орловской области, решением судьи которого от 24 марта 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение.
Приводит довод о том, что администрация Урицкого районного суда Орловской области законно и обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении был установлен факт неисполнения должником – администрацией Урицкого района Орловской области без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, документов, подтверждающих невозможность исполнения должником требований исполнительного документа представлено не было.
Считает, что признание аукциона на приобретение квартиры несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенной на них государством обязанности по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями и не исключает вину администрации Урицкого района Орловской области в административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Урицкого районного суда Орловской области от 15 октября 2019 года, вступившим в законную силу 19 ноября 2019 года, на администрацию Урицкого районного суда Орловской области возложена обязанность предоставить ФИО3 на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления на одного человека в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года. №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании исполнительного листа, выданного Урицкий районным судом Орловской области, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 18 февраля 2020 года возбуждено исполнительное производство, которым администрации Урицкого района Орловской области был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 19 мая 2020 года с администрации Урицкого района Орловской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, установлен новый срок исполнения – до 1 июля 2020 года.
Неисполнение администрацией Урицкого района Орловской области содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера во вновь установленный срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для составления в отношении администрации Урицкого района Орловской области протокола об административном правонарушении от 29 октября 2020 года по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 30 октября 2020 года, вынесенным начальником отдела – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1, администрация Урицкого района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей; оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судьей районного суда, распоряжением администрации Урицкого района от 11 февраля 2020 года внесены дополнения в план график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Урицкого района на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 гг.
План график дополнен приобретением жилых помещений в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в границах пгт.Нарышкино Урицкого района Орловской области (в количестве 6 шт.), при этом срок размещения заказа и срок исполнения контракта были установлены февраля – мая 2020 года (по 1 закупке) и августа – ноября 2020 года (по 5 закупкам).
В 2020 году администрацией Урицкого района Орловской области проведено 9 электронных аукционов, по результатам которых заключены шесть муниципальных контрактов, по двум принято решение о несоответствии единственной заявки участника аукциона конкурсной документации, один электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок (март 2020).
При этом 11 февраля 2021 года за ФИО3 было закреплено жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда Урицкого района Орловской области, расположенное по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения дела установлено, что поскольку приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а аукцион по сроку февраль-май 2020 года был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок и срок проведения других аукционов составляет – август-ноябрь 2020 года, других возможностей исполнить требования исполнительного документа у администрации Урицкого района Орловской области не имелось.
Установив наличие объективных препятствий для исполнения требований исполнительного документа, учитывая, что администрацией Урицкого района Орловской области были предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, судья районного суда правильно пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - администрации Урицкого района Орловской области состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно отменил постановление должностного лица административного органа, вынесенное в отношении администрации Урицкого района Орловской области, и правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе должностного лица административного органа доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Поскольку жалоба старшего судебного пристава МОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области ФИО1 не содержит доводов, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявших на исход дела, то оснований для отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение в тот же районный суд, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решила:
решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 24 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья Орловского областного суда Л.И. Сафронова