№ 2а-228/2021 (10RS0016-01-2021-000216-82)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 4 февраля 2021 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при помощнике судьи Киселевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия к Костюкову Н.Е. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней,
установил:
Истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК обратилась с названным иском к ответчику по тем основаниям, что Костюков Н.Е., являясь страхователем в системе обязательного медицинского страхования как индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, был плательщиком страховых взносов. 21 февраля 2017 года административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. При этом Костюковым Н.Е. своевременно не были уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 13 520 руб. 89 коп. и 756 руб. 58 коп. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит восстановить срок на подачу настоящего иска в суд; взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в общей сумме 14 277 руб. 47 коп.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении дела не ходатайствовали, об уважительности причин неявки не сообщили.
Административный ответчик Костюков Н.Е. судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, об уважительности причин не явки не сообщал.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В соответствии со ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию, обязанными производить страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов и пеней, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме страховых взносов и обязанности уплатить её в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога (страховых взносов) в установленный срок производится взыскание налога (страховых взносов) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Костюков Н.Е. являлся индивидуальным предпринимателем, прекратил деятельность 21 февраля 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуального предпринимателей.
Из представленного административным истцом расчёта следует, что за Костюковым Н.Е. числится задолженность по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 года в общей сумме 14 277 руб. 47 коп., в том числе, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 13 520 руб. 89 коп. и 756 руб. 58 коп.
В соответствии с требованием № 00901415ТН0014278 по состоянию на 19 февраля 2015 года у Костюкова Н.Е. имелась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 года в сумме 13 520 руб. 89 коп. и 756 руб. 58 коп.. Административному ответчику было предложено в срок до 2 марта 2015 года погасить имеющуюся задолженность.
Принимая во внимание, что недоимка по страховым взносам и пеням возникла у ответчика до принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», суд полагает, что в данном случае должны применяться нормы закона, действовавшие на период возникновения указанной задолженности.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с частями 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам орган контроля направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об плате налога, сбора, пеней и штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный иск был подан налоговым органом в суд 15 января 2021 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В обоснование уважительности пропуска срока административным истцом указано о том, что административным ответчиком не была исполнена конституционная обязанность по оплате налогов и сборов.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей, довод о неисполнении Костюковым Н.Е. конституционной обязанности по уплате налогов судом таковым не признается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока на подачу административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
мотивированное решение в порядке ст.177 КАС РФ изготовлено 5 февраля 2021 года