Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года
Дело № 2-274/2022
УИД 76RS0017-01-2021-002634-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Богдановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
14 октября 2022 года
гражданское дело по иску Шиошвили М.С., Мухина М.Р., Нечаевой Ф.Б., Ометовой Е.М., Шиошвили Л.А., Соколова А.А., Кукушкина В.Н., Смирновой Н.Н., Новожилова А.В., Соколовой Е.М., Новожиловой Д.А. к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконными распоряжений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Истцы Шиошвили М.С., Мухин М.Р., Нечаева Ф.Б., Ометова Е.М., Шиошвили Л.А., Соколов А.А., Кукушкин В.Н., Смирнова Н.Н., Новожилов А.В., Соколова Е.М. обратились в суд с административным иском к КУМИ Администрации ЯМР, Администрации ЯМР о признании незаконными распоряжений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 14-21, 62-70).
Определением суда от 26.11.2021 г. производство по указанному административному делу прекращено и возбуждено гражданское дело.
03.02.2022 в суд с исковым заявлением к КУМИ Администрации ЯМР ЯО и Администрации ЯМР ЯО обратилась Новожилова Д.А. о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 2 л.д. 18-20).
Определением суда от 11.03.2022 г. Новожилова Д.А. по ее ходатайству привлечена к участию в деле в качестве соистца (том 2 л.д. 16-17, 31).
С учетом уточнения требований истцы просили (том 2 л.д. 47-56):
1. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 668 от 17.08.21 «Об отказе Шиошвили М.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Шиошвили М.А. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
2. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 669 от 17.08.21 «Об отказе Кукушкину В.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Кукушкину В.Н. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
3. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 670 от 17.08.21 «Об отказе Соколову А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Соколову А.А. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
4. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 671 от 17.08.21 «Об отказе Новожилову А.В в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Новожилову А.В. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
5. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 672 от 17.08.21 «Об отказе Смирновой Н.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Смирновой Н.Н. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
6. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 667 от 17.08.21 «Об отказе Нечаевой Ф.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Нечаевой Ф.Б. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
7. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 438 от 08.06.21 «Об отказе Шиошвили Л.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Шиошвили Л.А. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером
№.
8. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 439 от 08.06.21 «Об отказе Мухину М.Р. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Мухину М.Р. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
9. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР № 440 от 08.06.21 «Об отказе Ометовой Е.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Ометовой Е.М. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
10. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР от 17.08.21 «Об отказе Соколовой Е.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Соколовой Е.М. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером
№.
11. Признать незаконным распоряжение КУМИ ЯМР от 01.12.2021 № 1132 «Об отказе Новожиловой Д.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» и обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления Новожиловой Д.А. земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», с описанием местоположения: <адрес> с кадастровым номером №.
12. Признать незаконным Постановление Администрации Ярославского района от 13.09.2021 № 1993 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пос. Красный Бор Заволжского сельского поселения» и Постановление Администрации Ярославского района от 01.03.2022 № 345 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в пос. Красный Бор Заволжского сельского поселения», погасить регистрационные записи в ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № и восстановить сведения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № с указанием категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения».
В обоснование исковых требований указано, что истцы не согласны с распоряжениями ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков. Полагают, что возложение судом на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявления направлено на восстановление прав истцов. КУМИ ЯМР при рассмотрении заявления обязан руководствоваться документами территориального планирования, действовавшими на момент рассмотрения поданных истцами заявлений в предусмотренный месячный срок, т.е. на июнь 2019 года.
Территориальная зона Р-1 «Зона рекреации», на которую ссылается КУМИ ЯМР в своих Решениях была установлена в соответствии с Генеральным планом Заволжского с/п, утвержденным решением МС ЯМР № 22.10.2020 № 68, и ПЗЗ Заволжского с/п, утвержденными решением МС ЯМР № 91 от 24.12.2020.
Таким образом, по состоянию на июнь 2019 года указанные документы территориального планирования не принимались, спорные земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения, как и было установлено в решениях Ярославского областного суда по всем делам.
Кроме того, решением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 признан незаконным Генеральный план Заволжского с/п в части включения земельного участка с кадастровым номером № в территориальную зону Р-1 «Зона рекреации».
Также, частью 3 ст. 9, ч.ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)).
Таким образом, ссылка КУМИ ЯМР при отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на документы, которые не действовали на момент рассмотрения заявления, незаконна.
Отсутствие доступа (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку, на который ссылается КУМИ ЯМР в Решении, уже было предметом рассмотрения Областного суда Ярославской области.
В судебном заседании была представлена схема, при которой доступ имеется ко всем образуемым земельным участкам из земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, в адрес КУМИ ЯМР были направлены пояснения от 13.05.2021, что при повторном рассмотрении заявления доступ к земельному участку будет учтен совместно с иными заявителями в отношении земельного участка с кадастровым номером № при установлении границ образуемых земельных участков.
Ссылка КУМИ ЯМР на то, что при разделе земельного участка с кадастровым номером № отсутствует доступ к образуемому земельному участку, так как оставшаяся часть земельного участка может быть выделена как самостоятельный земельный участок, является несостоятельной.
Данный отказ не содержит конкретных указаний на то, каким именно образом будет отсутствовать доступ к образуемому земельному участку.
Кроме того, при формировании оставшейся части земельного участка как самостоятельного земельного КУМИ ЯМР должны учитываться права смежных землепользователей, в том числе, в части доступа к образуемому земельному участку.
Согласно п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах ЗОУИТ, установленные ограничения в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как указано в распоряжениях, испрашиваемые земельные участки частично расположены в береговой полосе, что не запрещает использование другой части по назначению, а именно в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, действующим законодательством не запрещено формирование земельных участков в береговых полосах, при формировании таких земельных участков договор аренды земельного участка должен содержать обязанность арендатора по недопущению ограничения прав граждан в доступе к водным объектам общего пользования.
Данный вывод подтверждается ч. 4 ст. 39.8 ЗК РФ, в соответствии с которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Таким образом, частичное расположение испрашиваемых земельных участков в береговой полосе водного объекта общего пользования не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Администрацией Ярославского муниципального района в нарушение требований, указанных в решениях Ярославского областного суда, было принято постановление от 13.09.2021 № 1993 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пос. Красный Бор Заволжского сельского поселения» (далее - Постановление).
В соответствии с указанным Постановлением образован новый земельный участок с кадастровым номером № путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №.
Указанные действия Администрации Ярославского муниципального района являются прямым злоупотреблением правом, так как снятие земельного участка с кадастровым номером № направлено на невозможность рассмотрения поданных в 2019 году заявок. Все заявки поданы с учетом месторасположения и координат земельного участка с кадастровым номером №.
Также в судебном заседании представителем ответчика было представлено постановление Администрации ЯМР от 01.03.2022 № 345 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в <адрес>», в соответствии с котором из земельного участка № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №,№,№.
Данные постановления ответчика являются незаконными, приняты в целях злоупотребления правом и дальнейшего неисполнения решения суда.
Учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № были поданы заявки о предварительном согласовании, а также имелось вступившее в законную силу до принятия обжалуемого Постановления решение суда Ярославской области, то фактически перераспределяемый земельный участок был обременен правами третьих лиц.
Администрация Ярославского муниципального района была не вправе принимать указанные Постановления до окончательного разрешения спора в отношении земельного участка с кадастровым номером № по существу.
В Постановлениях не содержится указания на фактическое основание их принятия, а также чем вызвана необходимость перераспределения земельного участка с кадастровым номером №. Принятие данных Постановлений направлено на уклонение исполнения решения суда Ярославской области, а также на злоупотребление правами.
Также при принятии Постановления не учтены действующие документы территориального планирования Заволжского сельского поселения.
Учитывая, что функциональные зоны, устанавливаемые ПЗЗ, распространяются на земельные участки, которые представляют собой часть земной поверхности (ч. 3 ст. 6 ЗК РФ), то решение суда об отмене Генерального плана в отношении земельного участка земельного участка с кадастровым номером № распространяется и на образованные земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №,№,№.
Кроме того, в нарушение положений действующего Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № поставлены на кадастровый учет как находящиеся в границах населенного пункта для размещения иных объектов (территорий) рекреационного назначения. При этом в соответствии с решением суда данная территория относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Также Администрацией Ярославского района не устранены противоречия в части назначения и категории земельных участков, которые установлены решением суда, вступившим в законную силу.
Так, без внесения изменения в Генеральный План Заволжского сельского поселения от 2020 года вновь образованные земельные участки попали в границы населенного пункта с видом разрешенного использования - «земли запаса, рекреации». В то время как вступившими в законную силу решениями суда (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 15.10.2020 г. по делу № 33-5798/2020, Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-3386/2021) и Генеральным планом 2009 г. земельные участки находятся за границами населенного пункта с видом разрешенного использования «СХ-1».
Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Представитель истцов по доверенностям Болдырева О.В. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
В представленном суду письменном ходатайстве истец Соколов А.А. просил отложить рассмотрение дела, ссылаясь на то, что о судебном заседании надлежащим образом не был извещен, о судебном заседании узнал только 13.10.2022 из сети Интернет. В настоящее время находится в отъезде и не может принять участие в судебном заседании, а также представить пояснения относительно апелляционного определения от 15.09.2022 по делу № 66а-2705/2022, которое было опубликовано на сайте первого апелляционного суда общей юрисдикции только 13.10.2022. Доводы, указанные в исковом заявлении, поддерживает в полном объеме. Дополнительно считает необходимым пояснить, что апелляционным определением Ярославского областного суда от 22.06.2021 по делу № 33а-4173/2021 сделан вывод о необходимости использования ранее принятого Генерального плана Заволжского сельского поселения от 2009 года взамен отмененного от 2016 года. Таким образом, в связи с отменой генерального плана от 2020 года, также подлежит применению генеральный план от 2009 года, а сами по себе ПЗЗ Заволжского с/п ЯМР от 24.12.2020 № 91 в статье 3 содержат требование о том, что ПЗЗ не должны противоречить ГП. При определении категории земельного участка и вида его разрешенного использования руководствовался сообщением МКУ «МФЦР» Ярославского муниципального района от 17.06.2019 № 09.01/287. Также, согласно письму Администрации ЯМР от 15.01.2021, решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения от 28.12.2009 №16 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области», спорный земельный участок расположен за границами населенного пункта, в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», к основным видам разрешенного использования земельных участков которой относится, в том числе, ведение личного подсобного хозяйства в полевых участках. Ссылка в письме от 15.01.2021 на ГП и ПЗЗ, принятые в 2020 году не имеет значения, так как ГП, утвержденный решением МС ЯМР от 22.10.2020 № 68, отменен в части спорного земельного участка. Таким образом, при отмененном в 2020 году ГП, принятого в 2016 году, судом при принятии решения по делу № 33а-4173/2021 не рассматривались ПЗЗ отдельно от положений ГП, в случае отмены ГП изменения автоматически касаются и ПЗЗ. Кроме того, судом в вышеуказанном определении отмечено, что согласно пунктов 10, 10.1 статьи 39.15 ЗК РФ, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования «запас», а также несоответствием категории земельного участка его фактическому нахождению за пределами населенного пункта, требованиям закона не отвечает. С учетом данного определения, требованиям закона также не отвечает и отказ Администрации ЯМР ЯО в связи с видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка «рекреация».
Остальные истцы и их представитель по доверенностям Болдырева О.В. в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Ярославского районного суда Ярославской области, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили. Представитель истцов Болдырева О.В. о месте и времени судебного заседания также была уведомлена путем направления извещения по электронной почте.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела, указанные лица, в том числе и Соколов А.А., суду не представили, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующего представителя ответчика, настаивавшего на рассмотрении дела, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие стороны истца.
Представитель ответчиков Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Потапова И.В. просила отказать в удовлетворении требований истцов, ссылаясь на законность принятых решений.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 22.05.2017, площадь земельного участка 64060 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – запас, правообладатель – КУМИ Администрации ЯМР ЯО (том 1 л.д. 77).
05.06.2019 Шиошвили М.С. было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1109 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» (далее - Распоряжение) истцу (том 1 л.д. 95).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 09.02.2021 года Шиошвили М.С. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме (том 1 л.д. 91-94).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22.06.2021 по делу № 2а-1697/2020 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1109 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца.
17.08.2021 распоряжением КУМИ ЯМР № 668 Шиошвили М.С. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 88).
05.06.2019 Мухиным М.Р. было подано заявление № 3297к о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1108 «Об отказе Мухину М.Р. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» (далее - Распоряжение) (том 1 л.д. 147-148).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 18.01.2021 года Мухину М.Р. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 23.04.2021 по делу № 33а-2802/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1108 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца (том 1 л.д. 151-155).
08.06.2021 распоряжением КУМИ ЯМР № 439 Мухину М.Р. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 141).
03.06.2019 Нечаевой Ф.Б. было подано заявление № 3236к о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1100 «Об отказе Нечаевой Ф.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» (том 1 л.д. 85).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 15.01.2021 года Нечаевой Ф.Б. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме (том 1 л.д. 81-84).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 11.06.2021 по делу № 33а-3741/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1100 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца.
17.08.2021 распоряжением КУМИ ЯМР № 667 Нечаевой Ф.Б. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 78).
05.06.2019 Ометовой Е.М. было подано заявление № 3301к о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1112 «Об отказе Е.М. Ометовой в предварительном согласовании предоставления земельного участка» (том 1 л.д. 163).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 23.12.2020 года Ометовой Е.М. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16.04.2021 по делу № 33а-2481/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1112 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца (том 1 л.д. 166-169).
08.06.2021 распоряжением КУМИ ЯМР № 440 Ометовой Е.М. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 156).
03.06.2019 Соколовым А.А., Новожиловым А.В., Смирновой Н.Н., 05.06.2019 г. Кукушкиным В.Н. были поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесены распоряжения № 1102, 1111, 1098, 1103 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» истцам (том 1 л.д. 101, 111, 119, 124).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 26.02.2021 года Соколову А.А., Смирновой Н.Н., Кукушкину В.Н., Новожилову А.В. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме (том 1 л.д. 104-107).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 08.06.2021 по делу № 33а-3549/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжения № 1102, 1111, 1098, 1103 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» были признаны незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявления в течение 1 месяца.
17.08.2021 распоряжениями КУМИ ЯМР № 670, 671, 672, 669 Соколову А.А., Новожилову А.В., Смирновой Н.Н., Кукушкину В.Н. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 22-25, 98, 108, 114, 121).
05.06.2019 Шиошвили Л.А. было подано заявление № 3296к о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1107 «Об отказе Шиошвили Л.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка» (том 1 л.д. 134).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 20.01.2021 года Шиошвили Л.А. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30.04.2021 по делу № 33а-2801/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1107 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца (том 1 л.д. 137-140).
08.06.2021 распоряжением КУМИ ЯМР № 438 Шиошвили Л.А. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 28, 127).
03.06.2019 Соколовой Е.М. было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1099 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» истцу (том 1 л.д. 191).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 20.01.2021 года Соколовой Е.М. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным Распоряжения, возложения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 11.06.2021 по делу № 33-3725/2021 решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которому распоряжение № 1099 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца.
Распоряжением КУМИ ЯМР от 09.08.2021 № 645 Соколовой Е.М. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 188).
03.06.2019 Новожиловой Д.А. было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4000 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, с описанием местоположения: <адрес>
19.12.2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района вынесено распоряжение № 1105 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» истцу (том 2 л.д. 69).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 28.06.2021 года распоряжение № 1105 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» было признано незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в течение 1 месяца (том 2 л.д. 66-68).
Распоряжением КУМИ ЯМР от 01.12.2021 № 1132 Новожиловой Д.А. было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 2 л.д. 65).
При отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков КУМИ Администрации ЯМР руководствовалось положениями пп.1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п.16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 7 ст. 7 Земельного кодекса РФ, п. 2 и п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из оснований отказа в предварительном согласовании предоставления истцам земельных участков указано следующее основание:
- правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а именно: цель использования образуемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства», указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не соответствует основным видам разрешенного, использования земельных участков, находящихся в территориальной зоне Р-1 «Зона рекреации» согласно Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения основными видами разрешенного использования являются:
1) парки культуры и отдыха;
2) благоустройство территории;
3) земельные участки (территории) общего пользования.
Истцы с указанным основанием для отказа не согласны, полагают, что их заявления должны быть пересмотрены с учетом законодательства, действовавшего на дату подачи заявлений граждан, т.е. на 2019 год. Полагают, что применению подлежит Генеральный план, утвержденный в 2009 году.
Решением Ярославского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу № 3а-171/2022 по административному исковому заявлению Соколова Александра Алексеевича о признании недействующими Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 91, с учетом определения от 21 июня 2022 года об исправлении описки, административный иск удовлетворен частично. Признаны недействующими Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 91, в части земельного участка с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15.09.2022 № 66а-2705/2022 вышеуказанное решение Ярославского областного суда от 11 мая 2022 года в части признания недействующими Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 91, в части земельного участка с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № – отменено с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В ходе рассмотрения административного дела № 66а-2705/2022 судебной коллегией установлено следующее.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на кадастровый учет по решению администрации Заволжского сельского поселения 22.07.2017 года с категорией земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли запаса.
При формировании земельного участка администрация поселения руководствовалась действовавшим на дату издания распоряжения Генеральным планом Заволжского сельского поселения, утвержденным 7 декабря 2016 года, которым спорные земли, из которых впоследствии был образован земельный участок, были отнесены к территории населенного пункта.
Указанный Генеральный план был признан недействующим со дня принятия в связи с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июня 2020 года по административному делу № 3а-243/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества «Транснефть-Север» о признании недействующим в части Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.
Постановлением Главы администрации Ярославского муниципального района № 1400 от 02.08.2019 земельному участку с кадастровым номером № была установлена категория - земли сельскохозяйственного назначения. Государственная регистрация изменения категории земельного участка не была осуществлена в связи с тем, что имелся судебный акт о применении мер предварительной защиты в виде запрета вносить в ЕГРН изменения в отношении спорного участка.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 22 мая 2020 года, вступившим в законную силу 15 октября 2020 года постановление администрации Ярославского муниципального района № 1400 от 02.08.2019 было признано незаконным.
Все градостроительные решения органов местного самоуправления, начиная с 2016 года, свидетельствовали о намерении властей увеличить территорию населенного пункта за счет земель, из которых впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером №.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Так, согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Генеральный план от 7 декабря 2016 года был признан недействующим апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июня 2020 года по делу № 66а-798/2020 (№ 3а-243/2019) по административному исковому заявлению акционерного общества «Транснефть-Север» о признании недействующим в части Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, в связи с нарушением процедуры его принятия по мотиву не проведения публичных слушаний во всех населенных пунктах муниципального образования.
При принятии заменяющего нормативного акта - Генерального плана от 22 октября 2020 года органом местного самоуправления фактически были воспроизведены положения Генерального плана 2016 года, при этом картографическая часть Генерального плана, включающая спорную территорию не соответствовала его текстовой части, в которой не было указано на включение в состав населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №, в связи с тем, что принимая заменяющий акт, орган муниципального образования не учел, что в период между принятиями отмененного Генерального плана и Генерального плана, его заменяющего, указанный участок был поставлен на кадастровой учет.
По указанным основаниям Генеральный план Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденный решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 22 октября 2020 года № 68, был признан судом недействующим в той мере, в которой он не позволяет определить местоположение в том числе земельного участка с кадастровым номером № относительно границы населенного пункта <адрес>.
Оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 91, были приняты в развитие Генерального плана.
При этом, как на дату принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, так и в настоящее время территория спорного земельного участка, впоследствии разделенного его правообладателем в целях выделения прибрежной полосы площадью 8123 кв.м., отнесен к категории земель населенных пунктов, поскольку до настоящего времени законность формирования и постановки на кадастровый учет, а равно осуществления государственной регистрации в отношении земельного участка с кадастровым номером № оспорена не была.
Положениями части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Между тем, в рассматриваемом случае, на дату принятия обжалуемого решения (11.05.2022) Генеральный план сельского поселения в части спорного участка судебным актом признан недействующим, а, следовательно, проверка Правил землепользования и застройки на соответствие Генеральному плану невозможна, так как указанный Генеральный план в отношении данного участка отменен и не устанавливает в отношении него каких либо градостроительных решений в части функционального зонирования.
Однако, само по себе отсутствие генерального плана не является препятствием к формированию территориальной зоны в отношении земельного участка с категорией земли населенных пунктов, установление которой должно отвечать требованиям статьи 34 ГрК РФ.
В силу положений части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе определенных этим Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что территориальная зона Р-1 (зона рекреации) является одним из видов зон рекреационного назначения, целью выделения которой является обустройство мест для занятий спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки, и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройства мест отдыха в них (часть 1 статьи 28 Правил землепользования и застройки).
В свою очередь, установление зоны Р-1 – зона рекреации служит целью создания мест отдыха, озеленение территорий в границах населенных пунктов без размещения объектов капитального строительства.
Выбор территориальной зоны Р-1 при проведении градостроительного зонирования спорной территории был обусловлен нахождением части участка в водоохранной зоне реки Урочь, его залесенностью и закустаренностью.
Само по себе намерение административного истца и иных граждан приобрести часть земельного участка в пользование в целях ведения личного подсобного хозяйства, направление соответствующих обращений в органы местного самоуправления, наличие многочисленных судебных споров, касающихся выделения земельных участков не может служить достаточным обоснованием для изменения территориальной зоны при установленных обстоятельствах.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № в составе земель населенных пунктов был сформирован с видом разрешенного использования земли запаса.
Согласно действовавшему на момент образования земельного участка Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 установление вида разрешенного использования: запас - означало отсутствие на земельном участке хозяйственной деятельности. Таким образом, фактически при формировании земельного участка его вид разрешенного использования не препятствовал установить в отношении него территориальную зону Р-1.
При разделе данного земельного участка и формировании участка с кадастровым номером №, указанному участку был установлен вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, что также соответствует территориальной зоне Р1.
В соответствии с положениями части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В отношении территории, в пределах которой расположены испрашиваемые земельные участки, действуют Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения, утвержденные решением Муниципального Совета ЯМР от 24.12.2020 года № 91, установившие территориальную зону Р-1, в которой не предполагается определение для земельных участков в качестве основного либо вспомогательного вида разрешенного использования ведение личного подсобного хозяйства.
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2020 № 91 были утверждены Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения ЯМР, согласно которым территориальная зона, в которой граждане просили предварительно согласовать предоставление земельных участков с 2019 года (время подачи заявлений) зона СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий» была изменена на территориальную зону Р-1 «Зона рекреации».
На момент повторного рассмотрения заявлений указанных граждан вступили в силу новые Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения ЯМР, т.е. появились новые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которые не были и не могли быть известны на дату первоначального рассмотрения спорных заявлений.
Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность органов местного самоуправления, не позволяет судам принимать решение за органы местного самоуправления при реализации своих полномочий.
Ссылка стороны истца на решение Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88а-19012/2020 не может расцениваться как сложившаяся судебная практика, применимая к спорным отношениям, т.к. рассматривался конкретный (единичный) случай, не связанный с существом настоящего спора.
Кроме того, как было указано выше апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 по делу № 66а-3386/2021 признан недействующим Генеральный план Заволжского сельского поселения ЯМР от 22.10.2020 № 68, в той мере, в которой он не позволяет определить местоположение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки в составе рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма.
В статье 98 ЗК РФ определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для отдыха, туризма, физико-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно части 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, территориальная зона рекреационного назначения может устанавливаться как в границах населенного пункта, так и за его границами, и не отнесение земельного участка с кадастровым номером № к границам населенного пункта <адрес> на основании вышеуказанного решения суда, не влияет на установленную Правилами землепользования и застройки «территориальную зону Р» и не свидетельствует об ее исключении (аннулировании).
Более того, территория, на которой замежеван спорный земельный участок, относился к землям государственного земельного запаса, располагался и сейчас располагается в водоохранной зоне <адрес>, является закустаренным и залесенным, соответственно, установление зоны рекреации соответствует существующему землепользованию, направлено на сохранение зоны Р-1.
Таким образом, отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельных участков истцам по основанию нахождения испрашиваемых земельных участков в территориальной зоне Р-1 «Зона рекреации» является обоснованным и законным.
Так же, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков истцам, за исключением Новожиловой Д.А., является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку, так как при разделе земельного участка с кадастровым номером № оставшаяся часть земельного участка может быть выделена как самостоятельный земельный участок.
Довод стороны истца о наличии доступа к образуемым земельным участкам судом также отклоняется.
В обоснование данного довода истцы указывают на возможность осуществления прохода/проезда к образуемым участкам по территории земельного участка с кадастровым номером №, который в настоящее время относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и не обременен правами третьих лиц. Однако, исходя их положений пункта 5 статьи 2 Закона ЯО № 100-з от 18.12.2015 года «Об отдельных вопросах реализации полномочий органов исполнительной власти ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований ярославской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», доступ к образуемому земельному участку подразумевает собой наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования. Земельный участок с кадастровым номером № к землям общего пользования не отнесен.
С другой стороны доступ к образуемым участкам не может быть осуществлен ввиду наличия границы с земельным участком с кадастровым номером №, имеющим вид разрешенного использования «водные объекты» и фактически включающим в себя водоем.
Исходя из схемы образования земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № оставшаяся часть земельного участка с кадастровым номером № не будет являться землями общего пользования и не может рассматриваться как проход или проезд, т.к. заявлений граждан об изменении вида разрешенного использования на земли общего пользования в отношении оставшейся части в КУМИ Администрации ЯМР не подавалось.
Оставшаяся часть земельного участка с кадастровым номером № будет существовать как самостоятельный земельный участок, в отношении которого могут быть поданы заявления иных граждан в целях его предоставления в аренду. Иные земли общего пользования, из которых возможно было бы организовать подход (подъезд) к испрашиваемому земельному участку отсутствует, т.к. со всех сторон земельный участок с кадастровым номером № ограничен земельными участками, поставленными на кадастровый учет, в том числе водным объектом (том 2 л.д. 72, 73, 74).
В отношении заявлений Шиошвили М.С., Мухина М.Р., Ометовой Е.М., Кукушкина В.Н. и Новожилова А.В., по результатам рассмотрения которых вынесены Распоряжения КУМИ Администрации ЯМР от 17.08.2021 № 668, от 08.06.2021 № 439, от 08.06.2021 № 440, от 17.08.2021 № 669 и от 17.08.2021 № 671 соответственно, дополнительным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, явилось, нахождение образуемых земельных участков частично в береговой полосе водного объекта общего пользования реки Урочь, а по Распоряжению № 671 - в границах береговой полосы водного объекта общего пользования озера.
Частями 6, 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу п. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий и иных обстоятельств; форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункты 2, 12).
Подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет образования земельных участков, приводящий к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушающий требования, установленные этим же Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект, в связи с чем, образование земельного участка частично в береговой полосе водного объекта противоречит требованиям водного и земельного законодательства.
Сведения о границах водного объекта реки Урочь внесены в государственный кадастр недвижимости по заказу Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области после постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №.
В целях исключения наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на земли общего пользования (береговую полосу водного объекта реки Урочь) на основании Постановления Администрации ЯМР от 13.09.2021 № 1993 была утверждена новая схема расположения указанного земельного участка путем перераспределения. В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером № площадью 55397 кв.м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «запас», расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 71-72).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 30.09.2021, площадь земельного участка 55397 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - запас, правообладатель - КУМИ Администрации ЯМР ЯО (том 1 л.д. 75-76).
В соответствии с земельным законодательством, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка (это необходимо, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок), решение должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ).
Сама схема расположения земельного участка в этом случае является обязательным приложением к решению. В п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено право уполномоченного органа утвердить иной вариант такой схемы при наличии в письменной форме согласия заявителя.
Таким образом, в случае отсутствия иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, органом местного самоуправления могло быть принято положительное решение, при этом, в схему расположения земельных участков были бы внесены изменения с учетом исключения границ береговой полосы водного объекта.
Как было указано ранее, при разделе земельного участка с кадастровым номером № и формировании участка с кадастровым номером №, указанному участку был установлен вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, что также соответствует территориальной зоне Р1.
Исходя из изложенного, оспариваемые распоряжения вынесены законно и обоснованно, а Постановления Администрации ЯМР от 13.09.2021 № 1993 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>» и от 01.03.2022 № 345 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в <адрес>» не могут затрагивать права и законные интересы истцов.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая обстоятельства, имеющие значение для дела, проверив доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые распоряжения и постановления органа местного самоуправления являются законными и обоснованными, в связи с чем, требования административных истцов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шиошвили М.С., Мухина М.Р., Нечаевой Ф.Б., Ометовой Е.М., Шиошвили Л.А., Соколова А.А., Кукушкина В.Н., Смирновой Н.Н., Новожилова А.В., Соколовой Е.М., Новожиловой Д.А. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья А.Ш. Сайфулина