Решение по делу № 2-4/2020 (2-144/2019;) ~ М-156/2019 от 20.11.2019

УИН 58RS0002-01-2019-000502-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Спасск 11 февраля 2020 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.,

с участием заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Климовой М.А.,

при секретаре Основиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявление прокурора Спасского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис», администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании действий незаконными, приостановлении деятельности, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании действий муниципального унитарного предприятия г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис», незаконными, приостановлении деятельности и возложении обязанности на предприятие. Заявление мотивировано тем, что ответчик осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (долее ТКО), которые вывозит на принадлежащей ему на праве аренды, по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, земельный участок с кадастровым номером , где ТКО хранятся более 11 месяцев, с данного участка не вывозятся. У ответчика имеется лицензия на сбор и транспортировку отходов. У ответчика не имеется лицензии на хранение ТКО, земельный участок не имеет статуса полигона, не включен в реестр размещения отходов. Деятельность ответчика по хранению ТКО осуществляется с нарушением требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления. ДД.ММ.ГГГГ ответчику прокуратурой вносилось представление об устранении требований данного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ директор МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» Атякшев С.В. постановлением Управления Росприроднадзора по Пензенской области был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. До настоящего времени ответчик продолжает осуществление незаконной деятельности. Уточнив исковые требования прокурор просил признать незаконной деятельность ответчика по хранению твердых коммунальных отходов без лицензии на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес>», осуществленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика в срок в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести очистку земельного участка с кадастровым номером , от твердых коммунальных отходов, размещенных для хранения на данном участке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приостановить деятельность ответчика по накоплению твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером , до включения данного земельного участка в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов и приведения земельного участка в соответствие с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Судом в качестве соответчика был привлечен собственник земельного участка администрация Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, однако истцом требования к данному ответчику не были предъявлены, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено в пределах исковых требований.

Прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении и пояснил, что у ответчика имеется лицензия на сбор и транспортировку отходов. Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по обращению с ТКО, которые вывозит на принадлежащий ему на праве аренды земельный участок с кадастровым номером где отходы хранятся более 11 месяцев, то есть осуществляется деятельность по хранению ТКО. С данного земельного участка ТКО ответчиком никогда не вывозились, лицензии на хранение ТКО не имеется. Земельный участок не включен в реестр мест накопления ТКО, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства предъявляемым к участкам для накопления ТКО.

Представитель ответчика МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» Атякшев С.В. исковые требования признал в части признания деятельности незаконной и очистки земельного участка от накопленных ТКО, в части приостановления деятельности предприятия не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ МУП «ПрофКомСервис» стал арендовать земельный участок с кадастровым номером и с этого времени фактическим стал вывозить на данный земельный участок ТКО. Затем ДД.ММ.ГГГГ на этот же земельный участок с администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области был заключен новый договор аренды. С ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ предприятие осуществляло вывоз ТКО на данный земельный участок на основании договора с администрацией г. Спасска, гражданами, организациями. Фактически предприятие на данном земельном участке хранило ТКО, так как ТКО оттуда никогда не вывозили. С ДД.ММ.ГГГГ предприятие, в целях накопления, на данный земельный участок продолжает вывозить ТКО, по договору с Нижнеломовским МУП ЖКХ и региональным оператором, которые оттуда должны вывозить ТКО на полигон в <адрес>. ТКО на земельном участке располагаются навалом, сверху неукрыты, участок не имеет твердого покрытия, не имеется системы дренажа и очистки, участок не включен в реестр мест накопления, хранения ТКО. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на участке происходили возгорания ТКО, осуществлялось естественное гниение, кроме того бурты ТКО утрамбовывались тяжелой техникой, из-за этого объем ТКО уменьшался. Путем подсчета установлено, что в настоящее время на данном участке находятся <данные изъяты> куб.м. ТКО, завезенных туда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У предприятия имеется лицензия на сбор и транспортировку ТКО, на хранение ТКО лицензии никогда не имелось.

Представитель МУП г. Спасска «ПрофКомСервис», по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Демина Е.В. исковые требования признала в части признания деятельности незаконной и очистки земельного участка от накопленных ТКО, в части приостановления деятельности предприятия не признала, так как не будет вывозиться ТКО с территории города, и дала пояснения аналогичные пояснениям Атякшева С.В.

Представитель ответчика администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Экопром» будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указало, что с исковыми требованиями несогласно по тем основаниям, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность по обращению с ТКО в пределах Западной зоны Пензенской области. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экопром» заключило договор с ООО «МУП ЖКХ», согласно которому ООО «МУП ЖКХ» взяло на себя обязательства по транспортированию ТКО, в том числе в территории г. Спасска и Спасского района. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Экопром» и МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» был заключен договор, согласно которому МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» взяло на себя обязательства по накоплению ТКО на срок не более 11 месяцев. Действующее законодательство предусматривает накопление ТКО на срок не более 11 месяцев, а не использование земельного участка на срок не более 11 месяцев. (т.2 л.д. 207-209)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «МУП ЖКХ» будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда. (т.2 л.д. 214)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрации г. Спасска Спасского района Пензенской области будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений относительно иска не привел, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав по делу доказательства суд приходит к следующему.

Статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ предусматривает, что:

- обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Часть 1 ст. 3 Закона закрепляет, что Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.

В соответствии со ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании ч.ч. 1, 3, 4 ст. 13.4 Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами.

Пункт 7 ст. 12 Закона предусматривает, что запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п. 30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

- санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

На основании ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статья 22 Закона предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статья 3 Закона предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 56 Закона устанавливает, что при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ МУП г. Спасска Спасского района «ПрофКомСервис» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.11-22)

Из договора уступки прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, заключенного между администрацией Спасского района Пензенской области, МУП «Жилкомсервис» и МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» в аренду МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» передан земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес> (т.2 л.д. 27-28)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. между МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» и администрацией    г. Спасска заключались договора на оказание услуг по благоустройству ( уборка и вывоз мусора) в г. Спасске. (т.2 л.д. 29-204)

Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрация Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области передала в аренду МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» земельный участок, с кадастровым номером расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес> (т.1 л.д.23-27)

Кадастровым паспортом удостоверяется, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием для общественно-деловых целей, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. (т.1 л.д.33-35)

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на данный земельный участок МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» осуществляло вывоз ТКО за спорный период деятельности.

Из договора субподряда на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Пензенской области Спасский район от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «МУП ЖКХ» и МУП г. Спасска «ПрофКомСервис», МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» взяло на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО в места временного размещения ТКО на территории муниципального образования Пензенской области в Спасском районе. (т.1 л.д.38-65, 126-154)

Постановлением Управления Росприроднадзора по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» Атякшев С.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Правонарушение выразилось в том, что на земельном участке с кадастровым номером предприятие осуществляет накопление ТКО свыше 11 месяцев, захоронение отходов не производится. (т.2 л.д.227-229)

ДД.ММ.ГГГГ МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» была выдана лицензия предоставляющая право на сбор, транспортировку отходов IV класса опасности. (т.1 л.д.76-78)

Таким образом установлено, что лицензии на хранение отходов на земельном участке с кадастровым номером МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» не имело.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области с ООО «Экопром», являющегося региональным оператором было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (западная зона). Согласно условиям соглашения региональный оператор обязался с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять деятельность на территории Пензенской области (западная зона), в которую вошел Спасский район, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренных схемой обращения с отходами. При этом Спасский район вошел с Западную зону. (т.1 л.д.81-90, 195-215)

МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» с ООО «Экопром» был заключен договор возмездного оказания услуг по накоплению твердых бытовых отходов, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ООО «Экопром» поручило, а МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» взяло на себя обязательства (п. 1.1,1.2 договора) по оказанию платных услуг по накоплению отходов на срок не более 11 месяцев, которые исполняются по адресу: ориентир юго-западная окраина <адрес>», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес>», от ориентира: <адрес>. ООО «Экопром» взяло на себя обязательства по истечении установленного 11 месячного срока накопления отходов по дальнейшему обезвреживанию, утилизации, либо размещению накопленных отходов соответствии с действующим законодательством. (т.1 л.д.102-104)

Из ответа ООО «МУП ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «ПрофКомСервис» оказывает услуги ООО «МУП ЖКХ» по транспортированию ТКО на территории Спасского района на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с земельного участка на территории Спасского района не производился. С ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с территории Спасского района осуществлялся ООО «МУП ЖКХ» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Экопром». (т.1 л.д.124-125)

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Экопром» и ООО «МУП ЖКХ», ООО «Экопром» поручило, а ООО «МУП ЖКХ» взяло на себя обязательства по оказанию услуг по транспортированию ТКО на территории Пензенской области в Западной зоне. (т.1 л.д.155-183)

Согласно товарно-транспортных накладных ООО «МУП ЖКХ» вывозило ТКО с территории Спасского района на полигон <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.187-192).

Из ответа ООО «МУП ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, акта поступления ТКО на полигон <адрес>, путевых листов, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ООО «МУП ЖКХ» с земельного с кадастровым номером , на полигон <адрес> вывезло <данные изъяты> куб.м. ТКО. (т.3 л.д. 2-15)

Из ответа ООО «Экопром» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность по обращению с ТКО в пределах Западной зоны Пензенской области. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экопром» заключило договор с ООО «МУП ЖКХ», согласно которому ООО «МУП ЖКХ» взяло на себя обязательства по транспортированию ТКО, в том числе в территоии г. Спасска и Спасского района. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Экопром» и МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» был заключен договор, согласно которому МУП г. Спасска «ПрофКомСервис»взяло на себя обязательства по накоплению ТКО на срок не более 11 месяцев. ООО «Экопром» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вывезло с земельного участка по адресу: Ориентир юго-западная окраина <адрес>», на полигон <адрес> <данные изъяты> куб.м. ТКО. (т.1 л.д.195)

Из акта поступления ТКО на полигон <адрес> следует, что с площадки накопления Спасского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступило <данные изъяты> куб.м отходов. (т.1 л.д. 229 оборот)

Из ответа МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до ДД.ММ.ГГГГ в Спасском районе и г. Спасске сбором, транспортировкой, вывозом, накоплением, размещением, хранением ТКО занималось МУП г. Спасска «ПрофКомСервис», у которого имеется земельный участок с кадастровым номером С ДД.ММ.ГГГГ накоплением, размещением, хранением и вывозом ТКО занимается ООО «Экопром». Сбором, транспортировкой на земельный участок занимается МУП г. Спасска «ПрофКомСервис». (т.1 л.д.230)

Таким образом установлено, что МУП «ПрофКомСервис» оказывает услуги ООО «МУП ЖКХ» по транспортированию ТКО на территории Спасского района на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с земельного участка МУП «ПрофКомСервис» с территории Спасского района не производило. С ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с территории Спасского района осуществлялся ООО «МУП ЖКХ» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Экопром».

Согласно ответа администрации Спасского района Пензенской области, соглашения между администрацией Спасского района Пензенской области и администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области «О передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения администрацией Спасского района Пензенской области и администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области», принятие решения о размещении мест накопления ТКО отнесено к полномочиям сельских администраций. (т.2 л.д. 246, т. 3 л.д. 149-151)

Из ответа администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, постановления администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , генерального плана, правил землепользования и застройки территории Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, утвержденного решением КМС Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Согласно Генплана, утвержденного решением КМС Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ относится к зоне специального назначения, разрешается размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка и обезвреживание отходов производства и потребления. Данный земельный участок не включен в реестр мест накопления, либо хранения ТКО. (т.2 л.д. 234-245, т. 3 л.д. 32, 80-127)

Из ответа МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес>», находится <данные изъяты> куб. м. ТКО, завезенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес>», как участок временного размещение ТКО не соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В нарушение п. 3.7 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) отходы хранятся насыпью и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.

В судебном заседании была получена консультация специалиста заместителя начальника Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах Горячевой О.А. пояснившей, что земельный участок с кадастровым номером , на котором размещены ТКО в целях накопления ТКО не соответствует п. 3.7 санитарных правил "Гигиеническим требованиям к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадка не обустроена обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Если земельный участок используется в целях хранения ТКО, то он не соответствует санитарным правилам "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г., в той части, что складирование отходов осуществляется без изоляционных слоев; не выделена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; отсутствуют производственно-бытовые здания; отсутствует освещение рабочей территории; отсутствует контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; отсутствуют контрольные скважины для отбора проб воды в целях предупреждения загрязнения грунтовых вод; не имеется санитарно-эпидемиологического заключения на полигон; отсутствует система производственного контроля по приему отходов на полигоны ТБО и наблюдением за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, устанавливают, что расстояние от мест хранения ТКО до жилых домов должно быть не менее 500 м. Однако расстояние от земельного участка на котором хранятся ТКО, до жилых домов составляет 300 м.

Суд установил, что в целях накопления ТКО арендуемый МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина г. Спасска, район карьера «Студенецкий», не соответствует п. 3.7 "Гигиеническим требованиям к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадка не обустроена обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

При этом в целях хранения ТКО, земельный участок не соответствует санитарным правилам "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г., п.п. 2.3, 5.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 6.7, 6.1, 6.9, в той части, что складирование отходов осуществляется без изоляционных слоев; не выделена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; отсутствуют производственно-бытовые здания; отсутствует освещение рабочей территории; отсутствует контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; отсутствуют контрольные скважины для отбора проб воды в целях предупреждения загрязнения грунтовых вод; не имеется санитарно-эпидемиологического заключения на полигон; отсутствует система производственного контроля по приему отходов на полигоны ТБО и наблюдением за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Кроме того размещение места накопления и хранения отходов не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, так как расположен менее чем в 500 м от жилых построек, не выдержаны требования предъявляемые к санитарно-защитной зоне, чем не обеспечивается уровень безопасности населения при эксплуатации объекта.

Пункт 2.1 Санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, предусматривает, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

На основании п. 5. 1 Правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п. 7.1.12 Правил от полигонов твердых бытовых отходов, участков компостирования твердых бытовых отходов санитарно-защитная зона должна составлять 500 м.

Исследованные судом доказательства позволяют суду сделать вывод, что на земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина г. Спасска, район карьера «Студенецкий», МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ вывозило ТКО, где в указанный период времени без лицензии, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства осуществляло деятельность по хранению ТКО, которые продолжают находиться на данном участке.

При этом в настоящее время на данном земельном участке находится не менее <данные изъяты> куб.м. ТКО завезенных МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

За период с ДД.ММ.ГГГГ на данный земельный участок МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» вывезло <данные изъяты> куб.м. ТКО. (т.3 л.д.158)

Земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес> не соответствует вышеуказанным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, которые предъявляются к участкам для хранения, накопления ТКО, не включен в реестр мест накопления и хранения ТКО.

Следовательно деятельность МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» по хранению и накоплению ТКО на данном земельном участке является незаконной, так как осуществлялась без лицензии на хранение ТКО, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, земельный участок не включен в реестр мест накопления ТКО, не соблюдаются требования о санитарно защитной зоне, расстояние от места хранения ТКО до жилых помещений составляет менее 500 м.

Тем самым вышеуказанные незаконные действия МУП г. Спасска «ПрофКомСервис» негативно влияют на окружающую природную среду, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создается угроза загрязнения данного земельного участка и прилегающих территорий, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки, загрязнению природных ресурсов, в результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Доводы ответчика, что приостановлением деятельности может быть нанесен ущерб в том, что отходы не будут собираться и вывозиться не соответствуют действительности, поскольку определен региональный оператор, в обязанности которого входит обращение с ТКО, в том числе и на территории Спасского района, отходы могут собираться в г. Спасске региональным оператором, которым является ООО «Экопром», по договору подряда деятельность осуществляет ООО «МУП ЖКХ», и транспортироваться на полигоны хранения ТКО, которые определены в пределах западной зоны Пензенской области.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способом защиты прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В связи с вышеизложенным исковые требования подлежат удовлетворению, суд считает необходимым признать незаконной деятельность муниципального унитарного предприятия г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис» по хранению твердых коммунальных отходов без лицензии на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная <адрес>», осуществленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика в срок в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести очистку земельного участка от твердых коммунальных отходов, размещенных для хранения на данном участке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и приостановить деятельность ответчика по накоплению твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером , до включения данного земельного участка в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов и приведения земельного участка в соответствие с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета муниципального образования Спасский район Пензенской области в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконной деятельность муниципального унитарного предприятия г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис» по хранению твердых коммунальных отходов без лицензии на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-западная окраина <адрес> осуществленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать муниципальное унитарное предприятие г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис», в срок в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести очистку земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир юго-западная окраина <адрес> от твердых коммунальных отходов, размещенных для хранения на данном участке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приостановить деятельность муниципального унитарного предприятия г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис» по накоплению твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир юго-западная окраина <адрес> до включения данного земельного участка в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов и приведения земельного участка в соответствие с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис» в доход местного бюджета муниципального образования Спасский район Пензенской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.

Судья п/п Ю.П. Камынин

Решение суда в окончательной форме

принято 18 февраля 2020 г.

Судья п/п Ю.П. Камынин

2-4/2020 (2-144/2019;) ~ М-156/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Спасского района Пензенской области
Ответчики
МУП г. Спасска Спасского района Пензенской области " ПрофКомСервис"
Администрация Беднодемьяновского сельсовета
Другие
ООО "Экопром"
Администрация г. Спасска Пензенской области
ООО " МУП ЖКХ"
Суд
Спасский районный суд Пензенской области
Судья
Камынин Юрий Петрович
Дело на сайте суда
bednodemyanovsky--pnz.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019Подготовка дела (собеседование)
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Дело оформлено
16.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее