Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3700/2020 ~ М-3839/2020 от 16.07.2020

Дело № 2-3700/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Столяровой П. Э.,

с участием истца Аринушкиной О. М., представителей истцов Михайлова К. В. и Петровой В. Н., представителей ответчиков Каминской М. А. и Казыгашевой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аринушкиной О.М., Тиханович Т.В., Лунёвой Н.В. к МКУ «Городское хозяйство», Министерству обороны Российской Федерации, Администрации Великого Новгорода о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт,

у с т а н о в и л:

Аринушкина О. М., Тиханович Т. В., Лунёва Н. В. обратились в суд с иском к МБУ «Городское хозяйство», Министерству обороны Российской Федерации, Администрации Великого Новгорода (далее по тексту также – Администрация) о возложении обязанности выполнить ремонт перекрытий (чердачных и междуэтажных) дома .... указав в обоснование заявления, что на основании договоров социального найма проживают в данном доме. Перечисленные выше элементы, по мнению истцов, находятся в ненадлежащем техническом состоянии и требуют капитального ремонта, обязанность по выполнению которого должна быть возложена на ответчиков.

В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена СНКО «Региональный фонд», произведена замена ответчика МБУ «Городское хозяйство» на МКУ «Городское хозяйство» (далее по тексту также – Учреждение).

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав объяснения истца Аринушкиной О. М., представителей истцов Михайлова К. В. и Петровой В. Н., поддержавших исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика Администрации Каминской М. А. и представителя ответчика Учреждения Казыгашевой М. А., не признавших исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из объяснений участвующих в судебном заседании лиц и письменных материалов дела, 18-квартирный жилой дом по адресу: .... Здание оборудовано системами электроснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения, канализации. Дом является памятником культурного наследия, включен в Реестр культурного наследия под №2319.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 января 1997 года № 45-р вышеуказанный жилой дом передан в муниципальную собственность Великого Новгорода и в соответствии с распоряжением Администрации от 17 февраля 1997 года № 554рм принят и на праве оперативного управления передан Учреждению.

На основании договоров социального найма в поименованном выше жилом доме проживают: истец Тиханович Т. В. – в квартире ...., истец Лунёва Н. В. – в квартире ...., истец Аринушкина О. М. – в квартире ....

Из реестра муниципального имущества жилой дом исключен на основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода от 20 февраля 2009 года № 114. Соответственно, в период с 15 января 1997 года до указанной даты дом относился к муниципальному жилищному фонду и обязанность по организации содержания, текущего профилактического обслуживания и ремонта, в том числе, капитального ремонта жилищного фонда и объектов, находящегося в оперативном управлении, обеспечении населения жилищными и коммунальными услугами Администрацией Великого Новгорода была возложена на муниципальное учреждение «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» в соответствии с Положением о службе единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г.Новгороде, утвержденным постановлением Администрации г. Новгорода от 4 июля 1996 года №165. С 10 декабря 2009 года МУ «Служба заказчика по ЖКХ» переименовано в муниципальное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство».

Также из письменных материалов дела судом установлено, что первая приватизация жилого помещения в указанном многоквартирном доме состоялась 29 октября 1998 года.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ (далее по тексту также – ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Определением от 12 марта 2019 года №577-О Конституционный Суд РФ выявил смысл положений ст. 190.1 ЖК РФ и указал, что исполнение бывшим наймодателем публичной обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, нуждавшегося в таком ремонте на дату приватизации первого расположенного в нем жилого помещения, отвечает интересам всех собственников помещений данного дома, что в полной мере согласуется с конституционным принципом равенства. При этом сама по себе публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта многоквартирного дома не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику всякий раз при приватизации отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, нуждающемся в таком ремонте на момент приватизации соответствующего жилого помещения.

В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Исходя из приведенных норм после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством при разрешении требований о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта является наличие на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Как следует из технического паспорта жилого дома, составленного по состоянию на 21 ноября 1997 года, чердачные и междуэтажные перекрытия на дату его составления находились в удовлетворительном техническом состоянии.

Как следует из представленного истцами акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 24 апреля 2017 года, по состоянию на 24 апреля 2017 года состояние деревянных балок междуэтажного и чердачного перекрытия требовало дополнительного обследования. Межбалочное наполнение находилось в неудовлетворительном состоянии (выявлены зыбкость, разрушение штукатурного слоя по дранке потолков от локальных протечек). Чердачное пространство было захламлено мусором и остатками строительных материалов. Приточно-вытяжная вентиляция была нарушена.

Как следует из представленного истцами отчета .... составленного НовГУ имени Ярослава Мудрого, на дату составления данного акта чердачное перекрытие дома находилось в состоянии переходном от недопустимого к аварийному; межэтажные перекрытия и инженерные системы находились в недопустимом состоянии.

Согласно составленному истцами экспертному заключению № ...., составленному индивидуальным предпринимателем Савельевым П. А., на дату его составления несущие и ограждающие элементы здания (фундамент, стены, кирпичное перекрытие, стропильная система, кровля) находились в работоспособном состоянии; деревянные межэтажные и чердачное перекрытия находились в ограниченно-работоспособном (предаварийном) состоянии.

Нормы Приказа Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (ВСН 58-88 (р)) устанавливают лишь минимальную (а не максимальную) продолжительность эффективной эксплуатации зданий, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

Между тем, необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае с учетом фактического технического состояния здания и его элементов, а само по себе истечение нормативных или рекомендуемых сроков эксплуатации не характеризует фактическое состояние инженерных систем с точки зрения их реального физического износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства спора судом неоднократно разъяснялось сторонам право заявить ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы для проверки доводов истцов о неудовлетворительном состоянии заявленных ими к ремонту элементов дома по состоянию на дату первой приватизации жилого помещений в доме, исходя из их фактического состояния, физического износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.

От производства экспертизы стороны отказались.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме заявленные истцами в исковом заявлении элементы жилого дома исходя из их фактического состояния, физического износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации уже требовали проведения капитального ремонта, истцами и их представителями в ходе судебного разбирательства спора суду не представлено.

Из представленных ответчиками по запросам суда сведений следует, что отсутствует какая-либо информация, подтверждающая включение поименованного выше дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на дату первой приватизации. Как отсутствует и годовой план капитального ремонта или иной документ о капитальном ремонте жилищного фонда в г.Новгород в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими по состоянию на указанную дату.

Представленные истцами доказательства подтверждают лишь то обстоятельство, что заявленные к ремонту перекрытия требуют капитального ремонта на дату судебного разбирательства спора. Между тем сохранение за бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилья с установлением данного факта не связано.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права, принимая во внимание непредставление истцами доказательств того, что на день первой приватизации жилого помещения в поименованном выше многоквартирном доме этот дом нуждался в капитальном ремонте, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Аринушкиной О. М., Тиханович Т. В., Лунёвой Н. В. ко всем ответчикам не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Аринушкиной О.М., Тиханович Т.В., Лунёвой Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 26 октября 2020 года.

Председательствующий М. В. Юршо

2-3700/2020 ~ М-3839/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тиханович Татьяна Васильевна
Аринушкина Оксана Михайловна
Лунёва Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация Великого Новгорода
МКУ "Городское хозяйство"
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
СНКО "Региональный фонд"
Михайлов Константин Владимирович
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Юршо Маргарита Валерьевна
Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
16.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Предварительное судебное заседание
19.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее