Судья Некрасова Н.С. 33а-117/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей: Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика,
по апелляционной жалобе К.Т.В. на решение Мценского районного суда Орловской области от 9 октября 2020 года, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области к К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности Музалевской З.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области (далее – МИФНС России № 4 по Орловской области) обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что административный ответчик имеется статус адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
За расчетный период 2019 года фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил <...>, а на обязательное медицинское страхование - <...>. За указанный период К.Т.В. обязана была уплатить страховые взносы не позднее <дата>.
Однако по состоянию на <дата> страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование налогоплательщиком уплачены не были, в связи с чем за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате начислены пени на сумму задолженности в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
<дата> К.Т.В. направлено требование №, со сроком исполнения до <дата>, в котором содержались требования об уплате задолженности и пени по страховым взносам, из которых:
<...> - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год, <...>, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
<...> - задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год, <...> - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Ввиду неисполнения К.Т.В. в установленный срок требования об уплате задолженности, МИФНС России № по Орловской области обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который по заявлению должника отменен <дата> тем же мировым судьей.
По указанным основаниям с учетом уточнения административных исковых требований, налоговый орган просил взыскать с К.Т.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме <...>; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>, а всего <...>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К.Т.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не учтен факт того, что она является военным пенсионером, выплата пенсии производится ей из других источников, своим правом на получение доплат к пенсии из Пенсионного Фонда РФ она не пользуется.
Ссылается также на то, что на учете Пенсионного фонда РФ в г.Мценске и Мценском районе Орловской области она не состояла и не состоит, заявлений о постановке на учет в Государственное учреждение – Пенсионный фонд РФ по Орловской области она не подавала.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик К.Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представила, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ приходит следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налогов установлена также статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктом 1 статьи 423 НК РФ предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 2 указанной статьи установлены размеры тарифов страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, К.Т.В. имеет статус адвоката, что подтверждается решением квалификационной комиссии при адвокатской палате Орловской области от <дата> №, реестром адвокатов Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, куда внесены сведения в соответствии с распоряжением от <дата> №. До настоящего времени она состоит в членстве адвокатской палаты Орловской области и является действующим адвокатом.
Согласно сведениям Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области К.Т.В. с <дата> зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования. В региональной базе данных имеются сведения, составляющие ее пенсионные права, сведения для включения в индивидуальный лицевой счет представлены страхователем К.Т.В.
За расчетный период 2019 год фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил <...>, а обязательное медицинское страхование - <...>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год налоговым органом в адрес К.Т.В. направлено требование № по состоянию на <дата> об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в указанном размере, а также пени в размере <...> и <...> со сроком уплаты задолженности до <дата>.
Данное требование направлено в адрес административного ответчика, и в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором получено адресатом <дата>.
Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
2 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с К.Т.В. указанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 29 июня 2020 года отменен по заявлению К.Т.В.
22 июля 2020 года административный истец обратился с настоящим административным иском в районный суд, то есть с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Установив, что К.Т.В., являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, обязанность по их уплате не исполнила, учитывая, что налоговым органом расчет страховых взносов в фиксированном размере за расчетный период 2019 года произведен в соответствии с частью 1 статьи 430 НК РФ, порядок взыскания задолженности по страховым взносам, предусмотренный действующим законодательством, налоговым органом соблюден, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца МРИ ФНС России №4 по Орловской области, взыскав с административного ответчика К.Т.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...>, обязательное медицинское страхование в размере <...>, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Приведенный в апелляционной жалобе К.Т.В. довод о том, что она является военным пенсионером, имеющим статус адвоката, в связи с чем, освобождается от уплаты страховых взносов, является несостоятельным, поскольку лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (военные пенсионеры) обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют деятельность в качестве адвоката).
Это обусловлено предоставлением им права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности отказа таких лиц от участия в системе обязательного пенсионного страхования, а адвокаты из числа военных пенсионеров являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и застрахованными лицами и на них возлагается обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Данная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 18 октября 2012 года № 1948-О, от 23 апреля 2014 года № 794-О, от 28 марта 2017 года № 519-О, постановлении от 28 января 2020 года № 5-П.
Поскольку с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, суд обоснованно удовлетворил требования административного истца.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют позицию К.Т.В., изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую правовую оценку и с учетом вышеизложенного обоснованно признана несостоятельной.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 9 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Т.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Некрасова Н.С. 33а-117/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей: Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика,
по апелляционной жалобе К.Т.В. на решение Мценского районного суда Орловской области от 9 октября 2020 года, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области к К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности Музалевской З.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области (далее – МИФНС России № 4 по Орловской области) обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику К.Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что административный ответчик имеется статус адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
За расчетный период 2019 года фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил <...>, а на обязательное медицинское страхование - <...>. За указанный период К.Т.В. обязана была уплатить страховые взносы не позднее <дата>.
Однако по состоянию на <дата> страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование налогоплательщиком уплачены не были, в связи с чем за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате начислены пени на сумму задолженности в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
<дата> К.Т.В. направлено требование №, со сроком исполнения до <дата>, в котором содержались требования об уплате задолженности и пени по страховым взносам, из которых:
<...> - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год, <...>, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
<...> - задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год, <...> - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Ввиду неисполнения К.Т.В. в установленный срок требования об уплате задолженности, МИФНС России № по Орловской области обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который по заявлению должника отменен <дата> тем же мировым судьей.
По указанным основаниям с учетом уточнения административных исковых требований, налоговый орган просил взыскать с К.Т.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме <...>; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>, а всего <...>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К.Т.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не учтен факт того, что она является военным пенсионером, выплата пенсии производится ей из других источников, своим правом на получение доплат к пенсии из Пенсионного Фонда РФ она не пользуется.
Ссылается также на то, что на учете Пенсионного фонда РФ в г.Мценске и Мценском районе Орловской области она не состояла и не состоит, заявлений о постановке на учет в Государственное учреждение – Пенсионный фонд РФ по Орловской области она не подавала.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик К.Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представила, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ приходит следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налогов установлена также статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктом 1 статьи 423 НК РФ предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 2 указанной статьи установлены размеры тарифов страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, К.Т.В. имеет статус адвоката, что подтверждается решением квалификационной комиссии при адвокатской палате Орловской области от <дата> №, реестром адвокатов Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, куда внесены сведения в соответствии с распоряжением от <дата> №. До настоящего времени она состоит в членстве адвокатской палаты Орловской области и является действующим адвокатом.
Согласно сведениям Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области К.Т.В. с <дата> зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования. В региональной базе данных имеются сведения, составляющие ее пенсионные права, сведения для включения в индивидуальный лицевой счет представлены страхователем К.Т.В.
За расчетный период 2019 год фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил <...>, а обязательное медицинское страхование - <...>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год налоговым органом в адрес К.Т.В. направлено требование № по состоянию на <дата> об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в указанном размере, а также пени в размере <...> и <...> со сроком уплаты задолженности до <дата>.
Данное требование направлено в адрес административного ответчика, и в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором получено адресатом <дата>.
Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
2 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с К.Т.В. указанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 29 июня 2020 года отменен по заявлению К.Т.В.
22 июля 2020 года административный истец обратился с настоящим административным иском в районный суд, то есть с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Установив, что К.Т.В., являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, обязанность по их уплате не исполнила, учитывая, что налоговым органом расчет страховых взносов в фиксированном размере за расчетный период 2019 года произведен в соответствии с частью 1 статьи 430 НК РФ, порядок взыскания задолженности по страховым взносам, предусмотренный действующим законодательством, налоговым органом соблюден, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца МРИ ФНС России №4 по Орловской области, взыскав с административного ответчика К.Т.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...>, обязательное медицинское страхование в размере <...>, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2019 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2018 года за период с <дата> по <дата> в сумме <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку 2017 года за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в сумме <...>.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Приведенный в апелляционной жалобе К.Т.В. довод о том, что она является военным пенсионером, имеющим статус адвоката, в связи с чем, освобождается от уплаты страховых взносов, является несостоятельным, поскольку лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (военные пенсионеры) обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют деятельность в качестве адвоката).
Это обусловлено предоставлением им права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности отказа таких лиц от участия в системе обязательного пенсионного страхования, а адвокаты из числа военных пенсионеров являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и застрахованными лицами и на них возлагается обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Данная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 18 октября 2012 года № 1948-О, от 23 апреля 2014 года № 794-О, от 28 марта 2017 года № 519-О, постановлении от 28 января 2020 года № 5-П.
Поскольку с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, суд обоснованно удовлетворил требования административного истца.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют позицию К.Т.В., изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую правовую оценку и с учетом вышеизложенного обоснованно признана несостоятельной.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 9 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Т.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи