Дело № 2-9203/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 10 » января 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Болотине Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Надежды Прохоровны к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области об обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова Н.П. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области с учетом уточнений об обязании предоставить бесплатно в собственность для личного подсобного хозяйства огороженную ею территорию, указанную на кадастровой схеме участка 2017 года по АДРЕС земельный участок площадью 1575 кв.м.
Свои требования мотивировала тем, что с 13.06.2012 года она освоила, огородила, застроила открыто и добросовестно земельный участок № (напротив дома №) в АДРЕС. На нем возвела строение, в котором она проживает с дочерью с 12.03.2014 года. Спорный земельный участок является свободным от правопритязаний третьих лиц, расположен в жилой зоне в границах населенного пункта АДРЕС, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и имеет вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Истица является инвалидом третьей группы, ее дочь ФИО – инвалид № группы, страдает заболеванием, входящим в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ, по которым предоставляются внеочередные льготы и ей должно быть предоставлено обособленное проживание. Так у нее и у ее дочери имеется право на внеочередное приобретение земельного участка в бесплатную собственность без проведения торгов. Истица неоднократно обращалась к ответчикам с заявлением о предоставлении огороженного ею земельного участка в собственность с приложением схемы расположения участка, однако получила отказ, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
Истица в судебное заседание явилась, заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явился, с иском не согласился, пояснив, что земельный участок не может быть передан в собственность истице, поскольку она не состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а следовательно, отсутствуют правовые основания для приобретения земельного участка.
Ответчики Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, о дате месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Михайлова Н.П. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, имеет дочь ФИО, инвалида № группы с детства (л.д. 12).
Согласно справке МУЗ Звенигородская ЦГБ Диспансерного психиатрического отделения ФИО состоит на учете психиатра и страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний (л.д. 13).
Михайлова Н.П. обратилась в Администрацию за предоставлением в собственность бесплатно занимаемого ею земельного участка № (напротив дома №) в АДРЕС, отнесённого к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, ссылаясь на имеющееся у нее право как отдельной категории лиц на внеочередное приобретение земельных участков в бесплатную собственность без проведения торгов, что установлено п. 19 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 года № 1 и п./п 7 ст. 39.5, ст. 39.19 ЗК РФ, однако получила отказ (л.д 111-114).
В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае представления:
земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии сподпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии сподпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
7) земельного участка иным не указанным вподпункте 6настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в ст. 39.14 ЗК РФ.
Так согласно указанной норме права предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.15настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.14 ЗК РФ В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Вышеуказанные нормы земельного законодательства не предусматривают возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно инвалидам.
Между тем, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного или дачного хозяйства и садоводства.
Исходя из системного анализа судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года по вопросу социальной защиты инвалидов, Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их прав, то есть на инвалидов, состоящих на жилищном учете.
В соответствии со ст.49 ЖК РФжилые помещениямуниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимисявжилых помещениях, в предусмотренном им порядке. К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч.2).Жилые помещенияжилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимисявжилых помещениях; данныежилые помещениятакжепредоставляютсяв предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.З).В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФжилые помещенияподоговорамсоциальногонаймапредоставляютсягражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихсявжилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихсявжилых помещенияхявляется, по общему правилу, обязательным условием дляпредоставленияжилого помещенияподоговорусоциальногонайма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихсявжилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма, возлагается на органы местного самоуправления (п.З ч.1 ст.14, п.З ч. 2 ст.52 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихсявжилых помещенияхимеют право указанные в ст.49 ЖК РФкатегории граждан, которые могут быть признаны нуждающимисявжилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст.52 ЖК РФ).
На основании пп. 4 п. 1 ст.51 ЖК РФгражданами, нуждающимисявжилыхпомещениях,предоставляемыхподоговорамсоциальногонайма, признаются являющиеся нанимателямижилых помещенийподоговорамсоциальногонайма, членами семьи нанимателяжилого помещенияподоговорусоциальногонаймаили собственникамижилых помещений, членами семьи собственникажилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формойхроническогозаболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иногожилого помещения, занимаемогоподоговорусоциальногонаймаили принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующихзаболеванийустанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.57 ЖК РФгражданам, страдающим тяжелыми формамихроническихзаболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФнастоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляютсявнеочереди.
Предоставлениегражданам, указанным в п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ,внеочередижилых помещенийподоговорусоциальногонаймавозможно лишь при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социальногонаймаи подтверждения объективной нуждаемостивжилом помещении.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст.57ЖК РФ, жилыми помещениямиподоговорусоциальногонаймаиз муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданинахроническогозаболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст.51 ЖК РФусловий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимсявжилом помещении.
Михайлова Н.П. и ФИО нуждающимися в улучшении жилищных условий не признаны, на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, доказательства обратного отсутствуют. Таким образом, правовые основания для первоочередного предоставления истице испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства – отсутствуют.
Ссылку же истицы на Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 года № 1 суд находит несостоятельной, поскольку данный документ носит лишь рекомендательный характер и не устанавливает обязанности уполномоченного органа по предоставлению земельного участка в собственность в зависимости от какого-либо основания.
Кроме того, при обращении Михайловой Н.П. с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в собственность спорного земельного участка истицей не соблюден установленный ст. 39.14 ЗК РФ порядок: участок не поставлен на кадастровый учет, обращаясь за утверждением схемы расположения земельного участка, Михайлова Н.П. указывала его площадь 2764кв.м, в настоящее время просит о предоставлении земельного участка площадью – 1575 кв.м
На основании вышеизложенного, проанализировав установленные судом фактические обстоятельства дела во взаимосвязи с приведенными по тексту решения действующим правовыми нормами, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств возникновения у нее права на приобретение в собственность бесплатно спорного земельного участка, при таких обстоятельствах суд полагает заявленные исковые требования подлежащими отклонению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михайловой Надежды Прохоровны к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области об обязании предоставить Михайловой Надежде Прохоровне бесплатно в собственность для личного подсобного хозяйства огороженную ею территорию, указанную на кадастровой схеме участка 2017 года по АДРЕС земельный участок площадью 1575 кв.м.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Л.Н. Захарова