Судья Беседина Е.А. Дело № 33а-16515/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вердияна Г.В., Бирюковой Е.Ю.,
при секретаре Кехтер А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года апелляционную жалобу фио на решение Балашихинского городского суда Московской области от 08 декабря 2020 года по административному делу по административному иску фио к ФКУ «Военный комиссариат МО», Военному комиссариату г. Балашиха и г. Реутов о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования,
заслушав доклад судьи Вердияна Г.В.,
установила:
фио обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что он, 25 июля 1992 года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате городов Балашиха и Реутов. <данные изъяты> решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району он был признан ограничено годным к военной службе и зачислен в запас. В настоящий момент его состояние здоровье изменилось, что подтверждается медицинскими документами. В этой связи для уточнения данных воинского учета, к которым относится и категория годности к военной службе, он решил пройти повторное медицинское освидетельствование для изменения категории годности к военной службе. 10 июля 2020 года он обратился в военный комиссариат с заявлением об организации повторного медицинского освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья. 5 августа 2020 года ВрИО военного комиссара городов Балашиха и Реутов направил ответ за исходящим № 2/4374, в котором указал, что повторное медицинское освидетельствование возможно пройти только до 27 лет, в связи с чем в переосвидетельствовании отказано. 18 августа 2020 года ВрИО военного комиссара Московской области также направил ему ответ за исходящим номер 14/4286, с указанием, что обязательное повторное медицинское освидетельствование не предусмотрено действующим законодательством. С данными решениями истец не согласен, считает их не законными и противоречащим нормам федерального законодательства, так как в настоящий момент он здоров в подтверждение чего к обращению были приложены соответствующие доказательства этого.
Административный истец просит суд решение ФКУ «Военный комиссариат Московской области» (в лице временно исполняющего обязанности военного комиссара) от 18 августа 2020 года № 12/4288 об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования с целью изменения категории годности признать не законным и отменить; обязать ФКУ «Военный комиссариат Московской области» направить его на повторное медицинское освидетельствование для установления категории годности к военной службе; решение военного комиссариата городов Балашиха и Реутов (в лице ВрИО военного комиссара) от 5 августа 2020 года № 2/4374 признать не законным и отменить.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 08 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления фио отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец, фио Е.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Такая гарантия судебной защиты вытекает из оснований статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ), призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Как определено законом, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона № 53-ФЗ на призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложен контроль обоснованности направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: «А» - годен к военной службе; «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» - ограниченно годен к военной службе; «Г» - временно не годен к военной службе; «Д» - не годен к военной службе.
Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт «а» пункта 1, пункта 4 статьи 23 Федерального закона № 53-ФЗ).
Как следует из пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее – Положение).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (п. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 Положения для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Исходя из содержания пункта 84 вышеуказанного Положения граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Пункт 87 Положения предусматривает, что граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, форма и правила заполнения которого аналогичны форме и правилам заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, составляемого в отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу.
При этом в силу пункта 90 Положения заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренным пунктом 18 настоящего Положения.
Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт «а» части 1 статьи 23 и части 1 статьи 52 Федерального закона № 53-ФЗ).
Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 4 статьи 52 названного Федерального закона).
Положением установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (статья 69 Положения).
В силу статьи 70 Положения, граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Как установлено судом, фио, 25 июля 1992 года рождения, по результатам медицинского освидетельствования 1 июня 2015 года решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району признан ограничено годным к военной службе (категория годности к военной службе - «В»), в связи с чем освобожден от исполнения воинской обязанности и зачислен в запас.
В январе 2020 года фио прибыл в КДЦ ГБУЗ Московской области «МОНИКИ им. фио» для прохождения медицинского освидетельствования в амбулаторных условиях. По окончании проведения медицинского освидетельствования (16 января 2020 года), медицинским учреждением было выдано Медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина № 945721, в котором был указан диагноз гражданина фио (ВСД смешанного анамнеза (резидуально-органического+посттравматического). Перивентрикулярные кисты на уровне затылочного рога бокового желудочка на резидуально-органическом уровне по данным МРТ от 23 ноября 2015 года и от 13 января 2020 года (без динамики)).
10 июля 2020 года фио обратился в военный комиссариат городов Балашиха и Реутов с заявлением об организации повторного медицинского освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья.
Ответами от 5 августа 2020 года ВрИО военного комиссара городов Балашиха и Реутов № 2/4374 и от 18 августа 2020 года ВрИО военного комиссара Московской области № 14/4286 ему было отказано со ссылкой на п. 84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2013 года №565, так как вопрос о переосвидетельствовании для определения категории годности к военной службе может быть рассмотрен положительно только в отношении граждан в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденных от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (т.е. по категории «В») и зачисленных в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что фио является лицом не призывного возраста, военную службу не проходил, зачислен в запас по состоянию здоровья, каких-либо медицинских документов, свидетельствующих об изменении состояния здоровья, дающих основание для пересмотра ранее принятого медицинского заключения, не представил, равно как и каких-либо доказательств намерений служить в вооруженных силах по контракту на возмездной основе или в мобилизационном резерве (указания на это в направленных административным ответчикам заявлениях не имеется), вследствие чего оснований для оценки его здоровья и физического развития, а также изменения категории годности к военной службе у военного комиссариата не имелось. Конкретная цель прохождения медицинского освидетельствования административным истцом не указана.
Поскольку иных доказательств не представлено, суд не нашёл оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Выводы суда основаны на доказательствах, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, которым дана надлежащая оценка. К возникшим правоотношениям применены соответствующие нормы материального закона. Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении и разрешении дела, влекущих отмену решения суда, также не установлено. Это даёт основание судебной коллегии прийти к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, который подлежит оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, которые высказывались и в суде первой инстанции и которым дана правовая оценка, не заслуживают внимания и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи