Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-283/2019 ~ М-93/2019 от 21.01.2019

№2а-283/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    27 февраля 2019 года                        г. Свободный

    Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием помощника Свободненского городского прокурора Проскуровой Д.В.,

при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействия незаконными, об обязании определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются,

у с т а н о в и л:

Свободненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Администрации Свободненского района Амурской области в котором просит: признать бездействие администрации Свободненского района Амурской области, выразившееся в неопределении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, незаконным, обязании администрации Свободненского района Амурской области определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивирует следующим.

Свободненской городской прокуратурой 05.11.2018г. проведена проверка исполнения администрацией Свободненского района требований федерального законодательства, устанавливающего процедуру принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, по результатам которой установлено следующее.

Орган местного самоуправления, допустивший оспариваемое бездействие - Администрация Свободненского района Амурской области.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок участия органов местного самоуправления в исправлении осужденных.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.

Учитывая изложенное, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно-исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.

Таким образом, правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Вместе с тем проверкой установлено, что места отбывания исправительных работ и обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.

Более того, вопреки требованиям вышеуказанных норм закона главами сельских поселений, входящих в состав Свободненского района, приняты постановления, определяющие виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.

Однако наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.

07.11.2018г. главе администрации Свободненского района заместителем Свободненского прокурора внесено представление -- об устранении нарушений требований федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, а также объектов, на которых они отбываются, ввиду того, что места отбывания исправительных и обязательных работ, а также объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.

Данное представление рассмотрено 04.12.2018г. -- и не удовлетворено.

До настоящего времени места отбывания исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области администрацией района не определены.

Данное обстоятельство нарушает установленные государством принципы неотвратимости и справедливости наказания за совершенные преступления.

Указанное бездействие администрации Свободненского района, выразившееся в не определении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, нарушает интересы Российской Федерации на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, не позволяет достичь цели уголовного наказания, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.

Помощник Свободненского прокурора Проскурова Д.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Рассоха С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленного требования и заявила о пропуске срока обращения с административным иском.

Представитель ФКУ УИИ Тазов В.В., действующий на основании доверенности, поддержал административные исковые требования в полном объеме.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что -- Свободненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Свободненского района требований федерального законодательства, устанавливающего процедуру принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ.

Из материалов дела следует, что на основании Постановлений глав Администраций сельских советов Свободненского района Амурской области определены виды обязательных работ и объекты для отбывания наказания (Постановление -- от -- с приложением к постановлению главы администрации Сычевского сельсовета от --; аналогичное Постановление -- от -- -- от -- Костюковского сельсовета с прилагаемым перечнем организаций и предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ; Постановление -- от -- Малосазанского сельсовета; Постановление -- от --, -- от -- Москвитинского сельсовета; Постановление -- от -- и Постановление -- от -- Семеновского сельсовета; Проект Постановлений Курганского сельсовета; Постановление -- от --, Постановления -- от -- Новгородского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Нижнебузулинского сельсовета; Постановлением -- от --. Постановлением -- от -- Загорно-Селитьбинского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Дмитриевского сельсовета; Постановлением -- от -- Черновского сельсовета; Постановление -- от --, Постановлением -- от -- Желтояровского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Петропавловского сельсовета.

По результатам прокурорской проверки 07.11.2018г. главе администрации Свободненского района заместителем Свободненского прокурора внесено преставление -- об устранении нарушений требований федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, и принятии мер к устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона.

Администрация Свободненского района в ходе рассмотрения представления от -- -- информирует Свободненского городского прокурора и полагает, что довод прокурора о том, что определение мест отбывания наказания не входит в вопросы местного значения сельских поселений, установленных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а соответственно правом определять места отбывания наказаний наделены органы местного самоуправления муниципального района, не соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок участия органов местного самоуправления в исправлении осужденных.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.

Учитывая изложенное, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно-исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.

Таким образом, правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Вместе с тем проверкой установлено, что места отбывания исправительных работ и обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.

Более того, вопреки требованиям вышеуказанных норм закона главами сельских поселений, входящих в состав Свободненского района, приняты постановления, определяющие виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.

Однако наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003                        № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Часть 3 статьи 19 указанного закона устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Часть 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность по определению и согласованию с органом, осуществляющим исполнение наказания, места отбытия исправительных работ.

В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения поселения.

В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.

Таким образом, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно – исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работы и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.

Обсуждая довод представителя администрации Свободненского района Рассоха С.В. о пропуске срока обращения с административным иском, суд полагает его несостоятельным на основании следующего.

В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела усматривается, что ответ на представление прокурора от -- -- об устранении нарушений федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, а также объектов, на которых они отбываются, дан главой администрации Свободненского района --, с данным административным исковым заявлением прокурор обратился в суд --, то есть в установленный законом срок с момента, когда прокурору стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов не неопределенного круга лиц.

    Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Свободненского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей муниципального образования «город Свободный» к Администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействий незаконными, об обязании определить места отбывания наказания, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Свободненского района Амурской области, выразившееся в не определении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, незаконным.

Обязать администрацию Свободненского района Амурской области определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04 марта 2019 года.

Судья Свободненского городского суда             Н.В. Гордельянова

2а-283/2019 ~ М-93/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Свободненский городской прокурор
Ответчики
Администрация Свободненского района
Другие
СВОБОДНЕНСКИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ ФКУ УИИ УФСИН РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Гордельянова Н.В.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
21.01.2019Регистрация административного искового заявления
21.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее