№2а-283/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года г. Свободный
Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,
с участием помощника Свободненского городского прокурора Проскуровой Д.В.,
при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействия незаконными, об обязании определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются,
у с т а н о в и л:
Свободненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Администрации Свободненского района Амурской области в котором просит: признать бездействие администрации Свободненского района Амурской области, выразившееся в неопределении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, незаконным, обязании администрации Свободненского района Амурской области определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивирует следующим.
Свободненской городской прокуратурой 05.11.2018г. проведена проверка исполнения администрацией Свободненского района требований федерального законодательства, устанавливающего процедуру принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, по результатам которой установлено следующее.
Орган местного самоуправления, допустивший оспариваемое бездействие - Администрация Свободненского района Амурской области.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок участия органов местного самоуправления в исправлении осужденных.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.
Учитывая изложенное, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно-исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.
Таким образом, правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Вместе с тем проверкой установлено, что места отбывания исправительных работ и обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.
Более того, вопреки требованиям вышеуказанных норм закона главами сельских поселений, входящих в состав Свободненского района, приняты постановления, определяющие виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.
Однако наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.
07.11.2018г. главе администрации Свободненского района заместителем Свободненского прокурора внесено представление -- об устранении нарушений требований федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, а также объектов, на которых они отбываются, ввиду того, что места отбывания исправительных и обязательных работ, а также объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.
Данное представление рассмотрено 04.12.2018г. -- и не удовлетворено.
До настоящего времени места отбывания исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области администрацией района не определены.
Данное обстоятельство нарушает установленные государством принципы неотвратимости и справедливости наказания за совершенные преступления.
Указанное бездействие администрации Свободненского района, выразившееся в не определении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, нарушает интересы Российской Федерации на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, не позволяет достичь цели уголовного наказания, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
Помощник Свободненского прокурора Проскурова Д.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Рассоха С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленного требования и заявила о пропуске срока обращения с административным иском.
Представитель ФКУ УИИ Тазов В.В., действующий на основании доверенности, поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что -- Свободненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Свободненского района требований федерального законодательства, устанавливающего процедуру принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Из материалов дела следует, что на основании Постановлений глав Администраций сельских советов Свободненского района Амурской области определены виды обязательных работ и объекты для отбывания наказания (Постановление -- от -- с приложением к постановлению главы администрации Сычевского сельсовета от --; аналогичное Постановление -- от -- -- от -- Костюковского сельсовета с прилагаемым перечнем организаций и предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ; Постановление -- от -- Малосазанского сельсовета; Постановление -- от --, -- от -- Москвитинского сельсовета; Постановление -- от -- и Постановление -- от -- Семеновского сельсовета; Проект Постановлений Курганского сельсовета; Постановление -- от --, Постановления -- от -- Новгородского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Нижнебузулинского сельсовета; Постановлением -- от --. Постановлением -- от -- Загорно-Селитьбинского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Дмитриевского сельсовета; Постановлением -- от -- Черновского сельсовета; Постановление -- от --, Постановлением -- от -- Желтояровского сельсовета; Постановлением -- от --, Постановлением -- от -- Петропавловского сельсовета.
По результатам прокурорской проверки 07.11.2018г. главе администрации Свободненского района заместителем Свободненского прокурора внесено преставление -- об устранении нарушений требований федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, и принятии мер к устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона.
Администрация Свободненского района в ходе рассмотрения представления от -- -- информирует Свободненского городского прокурора и полагает, что довод прокурора о том, что определение мест отбывания наказания не входит в вопросы местного значения сельских поселений, установленных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а соответственно правом определять места отбывания наказаний наделены органы местного самоуправления муниципального района, не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок участия органов местного самоуправления в исправлении осужденных.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.
Учитывая изложенное, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно-исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.
Таким образом, правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Вместе с тем проверкой установлено, что места отбывания исправительных работ и обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, администрацией Свободненского района не определены, соответствующий правовой акт не принят.
Более того, вопреки требованиям вышеуказанных норм закона главами сельских поселений, входящих в состав Свободненского района, приняты постановления, определяющие виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.
Однако наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Часть 3 статьи 19 указанного закона устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность по определению и согласованию с органом, осуществляющим исполнение наказания, места отбытия исправительных работ.
В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения поселения.
В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению мест отбывания исправительных работ.
Таким образом, отдельные государственные полномочия в сфере уголовно – исполнительного законодательства переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и не могут быть переданы органам местного самоуправления отдельных поселений.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что правом определения объектов для отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Наличие соответствующих правовых актов сельских поселений, принятых последними в отсутствие полномочий, не является основанием для освобождения администрации Свободненского района от обязанности определить места отбывания исправительных работ, видов обязательных работы и объектов, на которых они отбываются, на территории Свободненского района Амурской области.
Обсуждая довод представителя администрации Свободненского района Рассоха С.В. о пропуске срока обращения с административным иском, суд полагает его несостоятельным на основании следующего.
В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что ответ на представление прокурора от -- -- об устранении нарушений федерального законодательства, устанавливающего порядок определения вида обязательных и исправительных работ, а также объектов, на которых они отбываются, дан главой администрации Свободненского района --, с данным административным исковым заявлением прокурор обратился в суд --, то есть в установленный законом срок с момента, когда прокурору стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов не неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Свободненского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей муниципального образования «город Свободный» к Администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействий незаконными, об обязании определить места отбывания наказания, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Свободненского района Амурской области, выразившееся в не определении на территории Свободненского района Амурской области мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, незаконным.
Обязать администрацию Свободненского района Амурской области определить на территории Свободненского района Амурской области места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04 марта 2019 года.
Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова