Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2422/2014 ~ М-1599/2014 от 16.06.2014

дело 2-2422/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2014 года                                   г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,

при секретаре Данилиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Погоденкова ВК о признании незаконным бездействия администрации г. Канска по принятию решения об утверждении порядка оказания услуг населению города по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов и установлению предельных тарифов на данные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Погоденков В.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Канска по принятию решения об утверждении порядка оказания услуг населению города по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов и установлению предельных тарифов на данные услуги, мотивируя свои требования тем, что он является собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, который подключен к городским централизованным системам электро- и водоснабжения. С 2002г. сбор и вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) осуществляется им за счет собственных средств путем привлечения специализирующихся на оказании данных услуг юридических лиц и частных предпринимателей г. Канска. Объем вывозимых ЖБО, цена и порядок оплаты услуг определяется условиями разовых договоров. С целью организации регулярного сбора и вывоза ЖБО на основании постоянно действующего договора он обратился с предложением о заключении публичного договора к ООО «Водоканал-Сервис». 16.05.2014г. ему в заключении публичного договора на сбор и вывоз ЖБО, ООО «Водоканал-Сервис» отказано со ссылкой на то, что в связи с фактическим присоединением его жилого дома централизованному водоснабжению, отдельный договор на оказание услуг по сбору вывозу ЖБО не требуется. 10.04.2014г. он обратился к главе г. Канска с заявлением о принятии мер к урегулированию вопроса, связанного с предоставлением в централизованном порядке ему услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработки ЖБО, а также обязании ООО «Водоканал-Сервис» к оказанию таких услуг населению города на основании индивидуально заключаемых договоров. 06.05.2014г. в удовлетворении таких требований было отказано. 15.05.2014г. заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Цитович Е.С. сообщил ему (Погоденкову), что деятельность по предоставлению услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработки ЖБО в г. Канске не относится к услугам ЖКХ и должна осуществлять ООО «Водоканал-Сервис» на основании заключаемых договоров с потребителями, при этом он считает, что максимальный тариф должен быть установлен администрацией г. Канска путем принятия соответствующего постановления. Отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего предельный размер тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации ЖБО в г. Канск предполагает возможность произвольного установления завышенных тарифов, что нарушает права и свободы заявителя как собственника дома на получение указанных услуг по регулируемым ценам, в т.ч. с учетом мер социальной поддержки населения, создает угрозу состояния благоприятной окружающей среды в городе, указывает на не обеспечение решения данных вопросов местного значения администрацией г. Канска. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации г. Канска по принятию решения об утверждении порядка оказания услуг населению города по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов из выгребных ям и установлению предельных тарифов на данные услуги для специализированных организаций и частных предпринимателей с учетом установленных мер социальной поддержки населения, обязать администрацию г. Канска принять соответствующее решение в течение 14дней с момента вступления решения в силу.

В судебном заседании заявитель Погоденков В.К. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Канска в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на заявление, в соответствии с которым требования полагал не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.

Представители ООО «Водоканал-Сервис» Жиронкин В.В. и Николаевич А.Ю. каждый в отдельности полагали требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав участвующих лиц, заключение прокурора Кадач В.И., полагавшей заявление Погоденкова В.К. не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник немеет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (ст.17 ФЗ от 06.10.2003г № 131-ФЗ)

В судебном заседании установлено, что заявитель является собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не оборудованном централизованной системой канализации и пользующимся выгребной ямой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

Потребителем указанной услуги в силу указанных Правил (п. 2) является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Исполнителем услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Указанный Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данное разъяснение также дано в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федеральною закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими и Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.

Из положений данных норм следует, что к вопросам местного значения относится только организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и на услуги организаций коммунального комплекса.

Организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов не включает в себя и установление тарифов на указанные услуги, к тому же возможность регулирования тарифов должно быть регламентировано нормами законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме плату за коммунальные услуги.

Согласно части 4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с пп. «д» п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащею качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме).

Соответственно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не регулируется.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.

Из положений данных норм следует, что тарифы на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов не перечислены в качестве регулируемой услуги, соответственно, не подлежат обязательному государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

Из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочиями по утверждению тарифов на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам органы местного самоуправления городских округов не обладают.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам.

Таким образом, требование об установлении предельных тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов для организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть удовлетворено.

Суд не может согласиться и с доводами заявителя о бездействии администрации <адрес> по принятию решения об утверждении порядка оказания услуг населению города по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов.

В рамках своих полномочий администрацией г. Канска установлен порядок сбора, вывоза и утилизации жидких бытовых отходов.

Так, Решением Канского городского совета депутатов от 21.12.2009 года № 69-656 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Канска, разделом 2 которых регламентирована уборка территории г. Канска, в частности предусмотрено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные и прилегающие территории своими силами и за счет собственных средств или по договорам со специализированными организациями. Жидкие нечистоты вывозятся по договорам или разовым заявкам организациями, имеющими специальный транспорт.

Собственники индивидуальных жилых домов, а в случае их отсутствия граждане, постоянно проживающие в таких домах, обязаны: ….не допускать захламления прилегающей территории бытовыми отходами, заключить договор на вывоз ТБО, КГМ со специализированной организацией; на территории своего земельного участка оборудовать яму, в соответствии с санитарными нормами, для хранения компоста, листвы, ботвы и других растительных остатков; обеспечить подъезд непосредственно к мусоросборникам и выгребным ямам. В случае отсутствия возможности подъезда к мусоросборникам последние доставляются силами и средствами домовладельцев к месту их погрузки.

Постановлением администрации г. Канска от 09.07.2013 года № 921 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Канска. П. 3.2. данного Порядка предусматривает, что производители отходов обязаны организовать сбор и вывоз отходов на места утилизации (захоронения). Услуги по сбору и вывозу отходов осуществляются на основании договоров либо самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Договорные отношения строятся на волеизъявлении сторон в рамках правового регулирования, предусмотренного действующим законодательством.

Согласно п. 3.3 Порядка, сбор отходов на территории города Канска производится, в том числе в специальный автотранспорт, работающий по графику, установленному организацией (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), осуществляющей деятельность по сбору и вывозу отходов; в оборудованные выгребы для жидких бытовых отходов в не канализованных зданиях.

Сбор и вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов регламентирован разделом 6 данного Порядка, предусматривающим, что вывоз отходов с территорий индивидуальных жилых домов, жилых домов малоэтажной блокированной застройки осуществляется по договору между владельцем жилого дома и специализированной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов. Ответственность за сбор отходов возлагается на собственников индивидуальных жилых домов, собственников жилых домов малоэтажной блокированной застройки. Ответственность за вывоз отходов с территорий индивидуальных жилых домов, жилых домов малоэтажной блокированной застройки возлагается на специализированную организацию, индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу отходов в соответствии с заключенным договором. Для сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях устраивается водонепроницаемый выгреб. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на основании договоров на откачку и вывоз жидких бытовых отходов, заключаемых производителями отходов со специализированной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. При сборе и вывозе жидких бытовых отходов не допускается излив отходов на рельеф местности.

Вышеуказанные нормативные акты свидетельствуют, что администрацией г. Канска в пределах своих полномочий приняты меры, направленные на организацию сбора, вывоза и утилизации жидких бытовых отходов, в связи с чем бездействия администрации г. Канска в данном случае не установлено.

Таким образом, требования Погоденкова В.К. не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Погоденкова ВК о признании незаконным бездействия администрации г. Канска по принятию решения об утверждении порядка оказания услуг населению города по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов и установлению предельных тарифов на данные услуги для организаций и предпринимателей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 22.07.2014 года.

Судья                                 А.Н. Аксютенко

2-2422/2014 ~ М-1599/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Погоденков Валерий Константинович
Другие
администрация г. Канска
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Аксютенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2014Передача материалов судье
23.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2014Предварительное судебное заседание
11.07.2014Судебное заседание
17.07.2014Судебное заседание
22.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее