Дело № 2-836/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2017 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Мазуниной К.А.,
с участием истца - помощника прокурора Макаричевой Ю.А.,
представителей ответчиков Администрации Осинского городского поселения Локтева В.В.,
ООО «Восток Агро» Богомягковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», ООО «Восток Агро» о возложении обязанностей по очистке земельных участков от размещенных на них отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Осинского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение» о возложении обязанностей по очистке земельных участков от размещенных на них отходов производства и потребления, ссылаясь на следующее. Прокуратурой на основании статьи, опубликованной в газете «Мир предложений» № 21 от 03 июня 2017 года и по обращению главного редактора указанной газеты проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Осинского городского поселения, были выявлены участки несанкционированных свалок отходов производства и потребления:
ориентировочной площадью 40 квадратных метров с кадастровым номером 59:29:0010555:7 по ул. Загородная г. Оса (за территорией бывшего молокозавода», где размещены древесные, отходы из жилищ несортированные, строительные отходы;
ориентировочной площадью 20 квадратных метров в гаражном кооперативе напротив дома № 89 по ул. Непряхина г. Оса на землях населенных пунктов, где размещены отходы из жилищ несортированные, пластиковые и стеклянные бутылки, мебель бывшая в употреблении;
ориентировочной площадью 40 квадратных метров возле контейнерной площадки за территорией мини-рынка напротив дома № 73 по ул. М. Горького г. Оса на землях населенных пунктов, где размещены отходы из жилищ несортированные, пластиковые и стеклянные бутылки, мебель бывшая в употреблении.
Ссылаясь на положения статей 3, 11, 16, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 12 и части 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 42-128-4690-88, утвержденного Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 года № 4690-88, «ГОСТ 30772-2001. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, просит обязать Администрацию Осинского городского поселения очистить земельные участки от размещенных на них отходов производства и потребления в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечено ООО «Восток Агро», поскольку земельный участков с кадастровым номером 59:29:0010555:7 по ул. Загородная г. Оса находится в аренде с 1 июля 2014 года.
В ходе рассмотрения дела прокурор от заявленных исковых требований к ООО «Восток Агро» в части возложения обязанности по очистке земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010555:7 по ул. Загородная г. Оса отказался в связи с добровольным удовлетворением исковых требований. Производство по делу в данной части прекращено в связи с отказом от заявленных исковых требований, о чем вынесено отдельное определение.
В судебном заседании прокурор Макаричева Ю.А., настаивая на доводах искового заявления в оставшейся части, уточнила требования в части срока очистки земельных участков от отходов до двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Осинского городского поселения пояснил, что признают требования в части возложения обязанности по очистке территории земельных участков в гаражном кооперативе напротив дома № 89 по ул. Непряхина г. Оса и возле контейнерной площадки за территорией мини-рынка напротив дома № 73 по ул. М. Горького г. Оса. Просил установить срок для проведения всех необходимых мероприятий по заключению муниципального контракта, с учетом сезонного характера работы, схода снежного покрова, до 31 мая 2018 года.
Судом установлено, что на территории Осинского городского поселения на землях населенного пунктаимеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в виде древесных, бытовых, строительных, пластмассы, стекла, мебели бывшей в употреблении (л.д. 10-11, 12-16). Из текста статьи в газете «Мир предложений» (л.д. 9), обращения главного редактора (л.д. 10) следует, что несанкционированные свалки из отходов производства и потребления являются давностными, образовались до 2016 года.
Земельные участки в гаражном кооперативе напротив дома № 89 по ул. Непряхина г. Оса и возле контейнерной площадки за территорией мини-рынка напротив дома № 73 по ул. М. Горького г. Оса не разграничены, иным лицам в собственность или на ином праве не передавались, иного суду не представлено, являются землями населенного пункта - Осинского городского поселения (л.д. 67 - 78).
Конституцией Российской Федерации предписано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями (статья 42), обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Частью 2 ст. 21 и частью 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
В силу пункта 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно статье 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
Выявленные в пределах территории Осинского городского поселения земельные участки с несанкционированными свалками твердых бытовых отходов свидетельствуют о невыполнении администрацией городского поселения возложенных на нее законом обязанностей по очистке территории городского поселения от отходов, влекущем нарушение приведенных выше положений законодательства об охране окружающей среды.
Уставом муниципального образования «Осинское городское поселение» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (подпункт 17 пункт 1 статьи 6), к Полномочиям Администрации - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подпункт 24 пункта 1 статьи 41).
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений относится к вопросам местного значения городских поселений.
Приведенные положения закона и установленные обстоятельства указывают на то, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции городского поселения и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.
Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов значительной площади и объема на территории Осинского городского поселения свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации Осинского городского поселения.
Доказательств принятия достаточных мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов из мест их несанкционированного размещения представителем Администрации Осинского городского поселения не представлено.
Учитывая ненадлежащее исполнение Администрацией Осинского городского поселения обязанностей по организации очистки территории городского поселения от мусора и отходов, в результате которого образовались свалки мусора, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющие ущерб окружающей среде, требование о возложении на ответчика Администрацию Осинского городского поселения обязанности по ликвидации свалок подлежит удовлетворению.
Истцом в судебном заседании уточнено требование о возложении обязанности по очистке земельных участков в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. С учетом времени, необходимого для проведения конкурсной процедуры, такой срок для очистки земельных участков от отходов производства и потребления является разумным и достаточным. Установление срока очистки земельных участков до 31 мая 2018 года является необоснованно длительным. Наличие исполненного муниципального контракта по оказанию услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории Осинского городского поселения от 3 мая 2017 года, заключенного на период по 30 августа 2017 года (л.д. 37 - 41), не исключает обязанность Администрации Осинского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» очистить земельные участки от размещенных на них отходов производства и потребления путем их вывоза на установленные объекты размещения отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
ориентировочной площадью 20 квадратных метров в гаражном кооперативе напротив дома № 89 по ул. Непряхина г. Оса на землях населенных пунктов;
ориентировочной площадью 40 квадратных метров возле контейнерной площадки за территорией мини-рынка напротив дома № 73 по ул. М. Горького г. Оса на землях населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья О.В. Мялицына