Дело № 2-1072/13
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 июля 2013 года г. Оха Сахалинской области
Охинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.М.,
при секретаре Безызвестных М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «<данные изъяты>» к К., Н. о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии, пени за просрочку внесения оплаты, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В Охинский городской суд обратилось открытое акционерное общество «<данные изъяты> (далее - ОАО «<данные изъяты>») с заявлением по иску к К., Н. в котором просит взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность по оплате за отопление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пени за несвоевременное внесение платы за отопление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также возместить расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В обоснование заявления указано, что ответчики проживают в <адрес> в <адрес>, и является потребителем тепловой энергии теплоснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по поставке тепловой энергии в это жилое помещение, а ответчик потреблял тепловую энергию, что подтверждается лицевыми счетами, и в этот период он не производил своевременную и в полном объёме оплату за предоставление данной услуги, в связи с чем образовалась задолженность в оспариваемом размере. В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан уплатить пеню в указанном выше размере.
Представители истца ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела истец извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просит о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Ответчики К., Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены по последнему известному месту жительства.
Поэтому суд в соответствии со статьей 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель ответчиков К., Н. – адвокат А., назначенный судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании указал на пропуск истцом срока исковой давности, просил отказать в части требований истца по причине пропуска истцом срока исковой давности без уважительных причин, а также не предоставление истцом доказательств выставления и предоставления ответчику платёжных документов, направления ответчику в течение установленного срока документов, содержащих сведения о размере пени в связи с неисполнением обязанности по оплате коммунальных услуг.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ предусматривает, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникают после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку спорное правоотношение и связанные с ними обязанности сторон возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то при их разрешении за период с 01.09.2004 года до 01.03.2005 года надлежит руководствоваться нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года.
Статья 57 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам. Наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату за коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, были вправе пользоваться наравне с нанимателем всеми правами и нести все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения, а совершеннолетние члены семьи несли солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя часть 2 статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР относила супруга нанимателя, их детей и родителей.
Пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что жилищное законодательство регулирует в том числе отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пункт 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно статье 68 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, плата за коммунальные и технические услуги вносится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные и технические услуги.
Из содержания и смысла частей 4, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом, вносят плату за коммунальные и технические услуги этой управляющей организации. В многоквартирном доме, управление которым не осуществляется специальной управляющей организацией, плата за коммунальные услуги вносится в соответствии с договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № № предоставлена Н. на семью, включающих детей: Н. и К..
Н. снята с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ связи со смертью, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, а все другие члены семьи нанимателя зарегистрированы по настоящее время.
Несмотря на отсутствие заключённого с нанимателем Н. договора социального найма данного жилого помещения, суд считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по день её смерти ДД.ММ.ГГГГ имели место фактические договорные отношения по социальному найму квартиры между прежним нанимателем и наймодателем, а в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – по его найму.
Согласно сообщения общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> №», после смерти нанимателя Н. наниматель вышеуказанного жилого помещения не установлен.
Лицевой счёт № ОАО «<данные изъяты>» на имя К. на жилое помещение по вышеуказанному адресу суд считает доказательством наличия фактических договорных отношений нанимателя жилого помещения с этой теплоснабжающей организацией.
Факт пользования услугой отопления ответчиками по адресу вышеуказанной квартиры у суда сомнений не вызывает, поскольку подтверждается исследованными материалами дела, а в ходе разбирательства дела установлено, что ни лично, ни через представителей ответчики не подавали в ОАО «<данные изъяты>» заявления об отказе от получения этой услуги либо о предоставлении этой услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчики К. и Н. свои обязательства по внесению ОАО «<данные изъяты>» платы за предоставляемую в спорный период коммунальную услугу в виде тепловой энергии для отопления вышеуказанной квартиры своевременно не исполняли.
Согласно представленному ОАО «<данные изъяты>» расчету задолженность по оплате за отопление вышеуказанной квартиры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Расчёт задолженности суд проверил и считает правильным, поскольку о составлен исходя из тарифов, установленных уполномоченными органами, с учётом периода её образования.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общий срок исковой давности в три года.
В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
С учётом установленных выше обстоятельств и приведённых положений закона суд приходит к выводу, что ОАО «<данные изъяты>» до подачи искового заявления ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ должно было узнать о нарушении своего права ответчиками.
Поэтому суд считает обоснованным заявления ответчиков о применении положений закона о пропуске срока исковой давности.
В отсутствие ходатайства истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности и доказательств в его подтверждение исковые требования ОАО «<данные изъяты>» к ответчикам за период с сентября 2004 года по апрель 2009 года включительно суд находит не подлежащими удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности.
При определении размера задолженности ответчиков по оплате за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из расчёта взыскиваемой суммы, а также лицевого счёта нанимателя и определяет её в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки, и приходит к выводу, что установленная выше сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика в пользу ОАО «<данные изъяты>».
На момент рассмотрения настоящего спора данная задолженность ответчиками не погашена, поскольку доказательств иного этой стороной не представлено.
В остальной части исковое требование ОАО «<данные изъяты>» к ответчикам о взыскании задолженности по оплате за отопление не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд предлагал ОАО «<данные изъяты> уточнить основания искового требования о взыскании пени, представить дополнительные доказательства.
Несмотря на это, истцом не представлено доказательств направления ответчикам претензии от ДД.ММ.ГГГГ, выставления и предоставления ответчику платёжных документов не позднее первого числа месяца, следующего за расчётным, даты их фактического выставления, а также направления ответчику в течение установленного срока документов, содержащих сведения о размере пени в связи с неисполнением обязанности по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд находит исковое требование ОАО «<данные изъяты>» о взыскании с ответчика пени не подлежащим удовлетворению.
Оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом ОАО «<данные изъяты>» частично доказаны обстоятельства, на которые он ссылался в заявлении, как на основания своих требований, в силу чего они подлежат частичному удовлетворению в установленном выше размере.
На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворённым требованиям частичному возмещению подлежат расходы ОАО «<данные изъяты>» по уплате государственной пошлины при подаче заявления, которые взыскиваются с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с К. и Н. в пользу открытого акционерного общества «<данные изъяты>» задолженность по оплате за отопление в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с каждого.
В удовлетворении остальной части исковых требований ОАО «<данные изъяты>» к К. и Н. о взыскании задолженности по оплате за отопление, пени и возмещении судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 19.07.2013 года.
Судья Ю.М. Гончарова
Копия верна: судья Ю.М. Гончарова