Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-322/2017
г. Павлово 4 апреля 2017 года
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Павлычевой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Варламова К.М., Варламовой З.В. к ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» об обязании пересчитать ОДН по электричеству,
У С Т А Н О В И Л:
Варламов К.М., Варламова З.В. обратились в Павловский городской суд Нижегородской области с иском к ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» об обязании пересчитать ОДН по электричеству.
В обоснование иска указано, что истцы: Варламов К.М. и Варламова З.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Фактически в квартире проживает одна Варламова З.В. Плательщиком за коммунальные услуги является Варламова З.В. Дом очень старый, в государственном реестре не числится, квартиру в этом доме нельзя приватизировать, провести газ, продать. Общедомового имущества нет. В подъезде горит одна лампочка. На индивидуальном приборе учета всего 2200 кВт за все время проживания. Однако ОДН в зимние месяцы достигает 3500 рублей. Итого по ОДН образовалась сумма долга 40000 рублей. Неоднократно обращалась в ДУК, но там отвечали, что они должны платить. Она оплачивает соц. найм, ремонт, содержание, за использованную электроэнергию по данным индивидуального прибора учета, и частично ОДН.
Просят обязать ООО «Ворсменскую домоуправляющую компанию» пересчитать ОДН по электричеству с момента передачи дома в ДУК с 2014 года.
Истец Варламова З.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме по требованиям, изложенным в иске. При этом пояснила, что считает, что собрания собственников жилья не было, т.к. она не принимала участия в данном собрании, о нём её никто не уведомлял. Кроме того, в приложенном ответчиком постановлении отсутствуют ссылки на нормативные акты, по которым начисляется ОДН. Считает, что согласно п.п. 44, 45 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 (с изменениями от 27.02.2017) плата за ОДН не может превышать плату за коммунальную услугу, а всё, что выше, платит исполнитель за счет собственных средств. ОДН не начисляется, если нет общедомовых нужд. Также считает, что спорный жилой дом является аварийным, в связи с чем общедомовой счетчик электрической энергии установлен с нарушением закона.
Истец Варламов К.М., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Ответчик ООО «Ворсменская домоуправляющая компания», извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Ранее представитель ответчика ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» Сивоконева В.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2017г., в судебном заседании указала, что заявленные исковые требования они не признают на основании следующего: расчет и начисление на общедомовые нужды производятся в соответствии с п. 44 Правил предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. При этом по её ходатайству к материалам гражданского дела приобщен расчет начислений ОДН за электричество, договор управления муниципальными жилыми помещениями многоквартирных домов, расположенных на территории МО Груцинский сельсовет от 04.06.2011г., постановление Администрации муниципального образования Грудцинский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области № 29а от 25.08.2014г.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация муниципального образования Грудцинский сельсовет Павловского района Нижегородской области.
Администрация муниципального образования Грудцинский сельсовет Павловского района Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В заявлении, поступившем в адрес суда, указали, что нормативный акт о распределении коммунальной услуги от 25.08.2014г. считают актуальным по данному дому и соответственно по спорной квартире. Решение принимает собственник, а собственником данного помещения является администрация. Наниматели квартир в <адрес> в большинстве своем являются должниками по оплате коммунальных услуг, счетчики электрической энергии просрочены. Жители не выполняют требования законодательства в сфере жилья, т.к. они несут бремя содержания общего имущества в доме, но на деле его не выполняют. Считают, что расчет коммунальных начислений, предоставленный суду Ворсменской домоуправляющей компанией, начислен правильно.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.67 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ)
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.15 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу п. 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за ОДН начисляется как собственникам, так и нанимателям жилых помещения многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 года N АКПИ13-56, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2013 года N АПЛ13-236, пункт 44 данных Правил признан не противоречащим действующему законодательству в той части, в которой он возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанность по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на регистрационном учете в <адрес> состоят: Варламов К.М., Варламова З.В., нанимателем квартиры является Варламов К.М. (л.д.9).
Согласно решению Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района № 74 от 27 мая 2011г. «О муниципальном имуществе» жилой дом, площадью 531,26 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, передан в муниципальное имущественную казну сельского поселения.
Обслуживание и управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Ворсменская домоуправляющая компания», что подтверждается Договором от 04.06.2011г.
Согласно Постановлению администрации МО Грудцинского сельсовета Павловского муниципального района Нижегородской области № 29а от 25.08.2014г. «О распределении объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном <адрес> <адрес>» объём коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределён между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В условиях наличия данного постановления порядок начисления платы за освещение мест общего пользования в <адрес> не противоречит действующему законодательству.
Как следует из расчета начислений ОДН за электричество, предоставленного ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» с сентября 2014 года по декабрь 2016 года ООО "Ворсменская домоуправляющая компания" выставляет истцу счета на оплату электроэнергии на ОДН.
Нарушений при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжение установлено не было.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами, что в жилом <адрес> установлен один общедомовой счетчик электроэнергии и наряду с ним ряд жилых помещений оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии.
Как пояснил представитель ответчика Сивоконева В.А. в судебном заседании от 21.02.2017г. нанимателям этих жилых помещений размер платы за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, рассчитывается исходя из показаний индивидуальных счетчиков. Соответственно количество электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, определяется как разница между количеством электроэнергии, потребленной в доме по показаниям общедомового счетчика, и суммарным количеством электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, а начисление платы за нее осуществляется пропорционально общей площади занимаемых гражданами жилых помещений.
В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года с учетом положений Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 указанного выше Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.
Что касается установки приборов учета в многоквартирных домах, нужно отметить следующее. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года (дата вступления в силу названного Закона), обязаны были оснастить свои дома общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета воды и электрической энергии и ввести установленные приборы в эксплуатацию в срок до 1 июля 2012 года. С этого момента вплоть до 1 июля 2013 года указанные приборы учета подлежали принудительной установке.
Доказательств того, что жилой <адрес> является ветхим, аварийным объектом, подлежащем сносу или капитальному ремонту, в материалы дела сторонами не представлено.
Согласно представленным документам: паспорт на счётчик электрической энергии трёхфазный статический «Меркурий -230», акт допуска общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 25.10.2013г.; жилой <адрес> оснащён общедомовым прибором учета электрической энергии, как предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд рассматривает данное дело на основании представленных доказательств.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что исковые требования Варламова К.М., Варламовой З.В. к ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» об обязании пересчитать ОДН по электричеству удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Варламова К.М., Варламовой З.В. к ООО «Ворсменская домоуправляющая компания» об обязании пересчитать ОДН по электричеству отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: С.В. Павлычева
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2017 года.
Судья: Павлычева С.В.