Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2981/2023 ~ М-2220/2023 от 19.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 октября 2023 года г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

судьи Никитиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2981/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Сорокину В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения к Сорокину В.С. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 10823,14 рублей, в том числе: задолженность по штрафу в сумме 1000 рублей, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2019 год в сумме 953 рубля, пени в сумме 28 рублей 31 копейка со 02.12.2020 по 17.06.2021; по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2020 год в сумме 1922 рубля, пени в сумме 6 рублей 73 копейки со 02.12.2021 по 15.12.2021, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2019 год в сумме 523 рубля, пени в сумме 5 рублей 63 копейки со 02.12.2020 по 15.02.2021; по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2020 год в сумме 575 рублей, пени в сумме 2 рубля 1 копейка со 02.12.2021 по 15.12.2021, по транспортному налогу за 2019 год в сумме 2513 рублей, пени в сумме 27 рублей 6 копеек со 02.12.2020 по 15.02.2021, по транспортному налогу за 2020 год в сумме 3256 рублей, пени в сумме 11 рублей 40 копеек за период со 02.12.2021 по 15.12.2021, ссылаясь на то, что Сорокин В.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2019-2020 гг. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях №43759936 от 01.09.2021, № 57308460 от 01.09.2020. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик Сорокин В.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

    В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии с главой 32 НК РФ, Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п.1, п.2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Подпунктом 1 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с главой 28 НК РФ, Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002 № 86-ГД административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с п. 1 ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст.2 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002 № 86-ГД установлены ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно в размере 16, свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно в размере 24.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН Сорокину В.С. в период 2019-2020 гг. принадлежало на праве собственности: 1. нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 2. ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).

Расчет налога за 2019 год: 1. 1 193 574 (налоговая база) * 0,30% (налоговая ставка) * 6/12 = 953 рубля, 2. 1 232 715 * 0,30% * 1/4 (доля в праве собственности) * 12/12 = 523 рубля.

Однако согласно п. 8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Сумма налога за 2020 год составила бы 3278 рублей за нежилое помещение, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2019 год (953 рубля согласно налоговому уведомлению №57308460 от 01.09.2020). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 11 месяцев 2020 года составляет 953 * 1,1 = 1922 рубля.

Сумма налога за 2020 год составила бы 924 рубля за ? долю в жилом помещении, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2019 год (523 рубля согласно налоговому уведомлению №57308460 от 01.09.2020). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 2020 год составляет 523 * 1,1 = 575 рублей.

В соответствии с ответом на запрос из УМВД России по г.Самаре от 22.07.2023 на Сорокина В.С. в период 2019-2020 г.г. было зарегистрировано транспортное средство Мазда, г/н с мощностью двигателя 104,72 л.с., следовательно, расчет транспортного налога за 2019 год: 104,72 (налоговая база) * 24 (налоговая ставка) = 2513 рублей. Расчет транспортного налога за 2020 год: 104,72 (налоговая база)*33 (налоговая ставка) = 2513 рублей; 7 месяцев 2020 года: Шевроле Нива, г/н с мощностью двигателя 79,60 л.с., следовательно, расчет транспортного налога за 7 месяцев 2020 года: 79,60 (налоговая база)*16 (налоговая ставка) = 743 рубля.

Как следует из материалов дела, налоговым органом было выставлено Сорокину В.С. налоговое уведомление № 57308460 от 01.09.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 2513 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год по ОКТМО 36701345 в размере 523 рубля, по ОКТМО 36701310 в размере 953 рубля в срок до 01.12.2020 (л.д.28).

Также было выставлено налоговое уведомление №43759936 от 01.09.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере 2513 рублей, налога на имущество физических лиц за 2020 год по ОКТМО 36701345 в размере 575 рублей, по ОКТМО 36701310 в размере 1922 рубля в срок до 01.12.2021.

Решением №1336 МИФНС России №22 по Самарской области Сорокин В.С. привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу в размере 1000 рублей за нарушение сроков предоставления налоговой декларации за 2020 год, которая была подана 11.10.2021, однако срок подачи установлен до 30.04.2021.

В связи с не поступлением оплаты налогов, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлены требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № 40118 по состоянию на 18.06.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество за 2019 год в размере 953 рубля, пени в размере 28,31 рубль в срок до 29.11.2021 (л.д.30);

требование № 13378 по состоянию на 16.02.2021 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 523 рубля, пени в сумме 5,63 рублей, транспортного налога за 2019 год в сумме 2513 рублей, пени в сумме 27,06 рублей в срок до 13.04.2021 (л.д.33);

требование № 107664 по состоянию на 16.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 3256 рублей, пени в сумме 11,40 рублей, налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 575 рублей, пени в сумме 2,01 рубля, налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1922 рубля, пени в сумме 6,73 рублей в срок до 08.02.2022 (л.д.36);

требование № 35323 по состоянию на 23.06.2022 об уплате штрафа в размере 1000 рублей в срок до 03.08.2022 (л.д.24).

Расчет пени (л.д. 31, 34, 38) судом проверен, является верным. В материалах дела имеется подтверждение направления требований об уплате налога в адрес должника в соответствии со ст. 70 НК РФ путем отправки заказной почтовой корреспонденции.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на дату выставления требования), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Поскольку общая сумма недоимки по требованиям № 35323, № 40118, № 13378, № 107664 превысила 10000 рублей 23.06.2022, шестимесячный срок на обращение к мировому судье истекал 03.02.2023.

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 25.11.2022 МИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №54 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сидорова В.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 год в размере 2875 рублей, пени в размере 35,04 рублей, по транспортному налогу за 2019-2020 год в размере 5769 рублей, пени в размере 38,46 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 год в размере 1098 рублей, пени в размере 7,64 рублей, штрафа в размере 1000 рублей.

25.11.2022 мировым судьей судебного участка №54 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа, так как требования не бесспорны (л.д.5). На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, по требованиям № 35323, № 40118, № 13378, № 107664 пропущен не был.

19.06.2023 административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается входящим штампом Советского районного суда г.Самары, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом пропущен, истек 25.05.2023.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст. 48 или пунктом 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Однако суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №23 по Самарской области к Сорокину В.С, о взыскании задолженности по штрафу в сумме 1000 рублей, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2019 год в сумме 953 рубля, пени в сумме 28 рублей 31 копейка со 02.12.2020 по 17.06.2021; по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2020 год в сумме 1922 рубля, пени в сумме 6 рублей 73 копейки со 02.12.2021 по 15.12.2021, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2019 год в сумме 523 рубля, пени в сумме 5 рублей 63 копейки со 02.12.2020 по 15.02.2021; по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2020 год в сумме 575 рублей, пени в сумме 2 рубля 1 копейка со 02.12.2021 по 15.12.2021, по транспортному налогу за 2019 год в сумме 2513 рублей, пени в сумме 27 рублей 6 копеек со 02.12.2020 по 15.02.2021, по транспортному налогу за 2020 год в сумме 3256 рублей, пени в сумме 11 рублей 40 копеек за период со 02.12.2021 по 15.12.2021 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский     областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2023 года.

Судья:

2а-2981/2023 ~ М-2220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИНФС № 23 по Самарской области
Ответчики
Сорокин В.С.
Другие
МИФНС России № 22 по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Никитина С. Н.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация административного искового заявления
19.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее