57RS0024-01-2019-001989-19 Дело № 2-1-235/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2020 года п. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Постникова Н.С.,
с участим представителя истца – Улыбиной Е.В.,
представителя ответчика – Боевой Е.Л.,
представителя третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» - Шелепы С.С.,
представителя третьего лица – некоммерческой организации «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» - Гуденковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к администрации п.Нарышкино Урицкого района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации п.Нарышкино Урицкого района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обосновании заявленных требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращения граждан по вопросу ненадлежащего содержания выгребной ямы (помойницы) возле дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствия контейнерной площадки.
При выезде специалистов и осмотре территории возле дома по вышеприведенному адресу было установлено, что на дворовой территории имеется яма, заполненная жидкими и твердыми бытовыми отходами с характерным запахом сточных вод. У выгреба отсутствует водонепроницаемое покрытие, отсутствует наземная часть с крышкой и решеткой, вследствие чего, кроме жидких бытовых отходов имеет место скопление твердых коммунальных отходов, что приводит к загрязнению почвы прилегающей территории, создает опасность для здоровья граждан, ее конструктивное состояние не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Данные обстоятельства подтверждаются результатами лабораторных исследований почвы и экспертными заключениями, согласно которым почва, прилегающая к выгребной яме (помойнице), по индексу БГКП (бактерии группы кишечной палочки) относится к категории «чрезвычайно опасная».
В связи с чем, истец с учетом уточненных требований просит суд обязать орган местного самоуправления администрацию пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области устранить нарушения СанПиН 42-128-4690-88 в отношении выгребной ямы (помойницы), расположенной вблизи многоквартирного <адрес> с учетом ч.6 ст. 189 ЖК РФ в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца – Улыбина Е.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Боева Е.Л. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» (далее - ООО «Жилводсервис») - Шелепа С.С. полагал, что требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица – некоммерческой организации «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - НО «РФКР») - Гуденкова А.В. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Третье лицо – Батырев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
В связи с чем, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, в частности, актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (пункт 3 части 7.1 названной статьи).
Согласно частям 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Как установлено в пунктах 1 и 2 части 5 названной статьи, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены в частности: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса.
В силу части 6 названной статьи в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
После подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор передает лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества дома и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов (часть 8 статьи 189 ЖК РФ).
Положениями части 2 статьи 185 ЖК РФ определено, что объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 5 постановления Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 482 Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается органом местного самоуправления и направляется региональному оператору с приложением протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города (района). В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и законом Орловской области в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорная выгребная яма (помойница) является общим имуществом многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО «Жилводсервис», которое несет обязанности по содержанию общего имущества дома и проведению его текущего ремонта.
Из представленных истцом в обоснование исковых требований в материалы дела документов (протокола осмотра выгребной ямы, протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» /т. 1 л.д. 12-20/), судом установлено, что спорная выгребная яма (помойница) заполнена жидкими и твердыми бытовыми отходами, находится в разрушенном состоянии, что приводит к загрязнению почвы прилегающей территории, создает опасность для здоровья граждан, что подтверждено результатами лабораторных исследований почвы и экспертными заключениями, согласно которым почва, прилегающая к выгребной яме (помойнице), по индексу БГКП (бактерии группы кишечной палочки) и по степени эпидемической опасности относится к категории «чрезвычайно опасная».
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 53 (в ред. от 25 апреля 2007 г.) «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03» разработаны санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв.
Пунктом 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В соответствии с требованиями пункта 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 размещение места временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.
Пункт 2.3.1 Правил «Сбор жидких отходов» предусматривает, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
Таким образом, письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждено, что конструктивное состояние спорной выгребной ямы (помойницы) не только не соответствует требованиям санитарного законодательства – СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», а находится, кроме того, в аварийном состоянии, нуждается в срочном восстановлении, то есть необходим ее капитальный ремонт.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается, доводы об отсутствии необходимости в проведении капитального ремонта выгребной ямы (помойницы) представители сторон и третьи лица не высказывали.
Согласно пояснениям представителя НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», фонд капитального ремонта в отношении вышеуказанного многоквартирного дома формируется, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, вносимого собственниками помещений дома.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорная выгребная яма (помойница) находится в аварийном состоянии, для избежания возникновения эпидемиологической опасности и аварии в многоквартирном доме, необходимости обеспечения восстановления выгребной ямы (помойницы) с учетом требований санитарного законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности на орган местного самоуправления администрацию п.Нарышкино Урицкого района Орловской области принять решение в соответствии с ч.6 ст.189 ЖК РФ о проведении капитального ремонта выгребной ямы (помойницы), являющейся общим имуществом в многоквартирном доме №, расположенном по адресу: <адрес>, для устранения нарушений СанПиН 42-128-4690-88 в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Учитывая условия разумности, суд приходит к выводу, что срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей необходимо увеличить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к администрации п.Нарышкино Урицкого района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления администрацию п. Нарышкино Урицкого района Орловской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации о проведении капитального ремонта выгребной ямы (помойницы), являющейся общим имуществом в многоквартирном доме №, расположенном по адресу: <адрес>, для устранения нарушений СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 июля 2020 года.
Судья Н.С. Постников