УИД 11RS0008-01-2019-002188-62 №2-83/2020 (2-1039/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием прокурора г. Сосногорска Якименко Р.Н., представителя ответчика ООО «УХТАЖИЛФОНД» Рохиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске Республики Коми 03 июля 2020 года гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис», администрации городского поселения «Войвож», обществу с ограниченной ответственностью «УХТАЖИЛФОНД» о возложении обязанностей ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и установке контейнеров, запрещении эксплуатации территории под временное размещение отходов,
установил:
И.о. прокурора г. Сосногорска Доронин М.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис», администрации городского поселения «Войвож», обществу с ограниченной ответственностью «УХТАЖИЛФОНД» о возложении обязанностей ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на территории очистных сооружений пгт.Войвож Республики Коми, организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и установке контейнеров, запрещении эксплуатации территории очистных сооружений пгт.Войвож Республики Коми под временное размещение отходов.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки в рамках осуществления надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами выявлены нарушения, а именно на территории пгт.Войвож не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, контейнеры не установлены, деятельность регионального оператора ООО «УХТАЖИЛФОНД» осуществляется путем помешочного сбора отходов. Вынесенное прокурором представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении свалки на территории очистных сооружений фактически не исполнено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в лице территориального отдела по городу Ухте.
В судебном заседании прокурор г. Сосногорска Якименко Р.Н. исковые требования уточнил, просит обязать ответчиков ООО «УХТАЖИЛФОНД», администрацию ГП «Войвож» ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на территории очистных сооружений пгт.Войвож Республики Коми в полном объеме, запретить указанным ответчикам эксплуатацию территории очистных сооружений пгт.Войвож под временное размещение твердых бытовых отходов, обязать администрацию ГП «Войвож» организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, установке контейнеров на территории пгт.Войвож Республики Коми, от исковых требований к ООО «Строй-Сервис» отказался. Дополнительно указал, что на спорной территории остался невывезенным не только строительный, но и бытовой мусор.
Представитель ответчика ООО «УХТАЖИЛФОНД» по доверенности Рохина И.Н. в судебном заседании возражала относительно исковых требований, при этом указав, что региональный оператор частично вывез твердые коммунальные отходы, оставив крупногабаритный и строительный мусор, который будет вывезен ООО «УХТАЖИЛФОНД» лишь на основании соответствующего договора с администрацией ГП «Войвож». Также высказала предположение, что до ДД.ММ.ГГГГ ООО «УХТАЖИЛФОНД» складировало мусор на указанной прокурором местности.
Представители ответчиков ООО «Строй-Сервис», администрации городского поселения «Войвож», будучи извещены, в судебном заседании участие не принимали.
Представитель ООО «Строй-Сервис» в письменном отзыве просил исключить ООО «Строй-Сервис» из числа ответчиков, поскольку вывозом отходов не занимается, на основании договора предоставлял в аренду региональному оператору ООО «Ухтажилфонд» транспорт с экипажем для сбора мусора в пгт.Войвож. Представителем администрации ГП «Войвож» ранее в письменном заявлении признаны исковые требования прокурора, представлен акт обследования спорной территории от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому свалка ликвидирована частично.
Представители третьих лиц Сосногорского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми Дикунец И.А., Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Торопова Я.В., будучи извещены, в судебном заседании участие не принимали, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора поддержали.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Согласно ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно п.2 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из положений п.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п.п.16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
В ходе проведенной прокуратурой города Сосногорска проверки выявлены нарушения, которые заключены в том, что органом местного самоуправления ГП «Войвож» на территории городского поселения не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, что приводит к нарушению естественной экологической системы, негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, поскольку не обеспечивается изоляция отходов и их обезвреживание, что способствует распространению инфекционных болезней, представляет опасность для здоровья населения, нарушает право неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В настоящее время сбор твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Войвож» осуществляется помешочным способом, емкости для сбора ТКО в поселке отсутствуют.
Имеющими в материалах дела комиссионными актами и фотографиями подтверждается наличие свалки твердых коммунальных отходов на территории очистных сооружений пгт.Войвож на протяжении длительного времени.
При этом контейнеры для сбора мусора в указанном месте отсутствуют, мусор разбросан на земле, указанная площадь не входит в перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «Войвож», утвержденный Постановлением администрации ГП «Войвож» от 02.10.2019 №125.
К вопросам местного значения поселения, согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Применительно к городскому поселению «Войвож» аналогичное положение закреплено и в п.20 ч.1 ст.9 Устава МО ГП «Войвож», принятого решением Совета городского поселения «Войвож» от 14.03.2006 № 22. Статьей 34 указанного Устава определено, что администрация городского поселения «Войвож» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, является юридическим лицом.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми является ООО «УХТАЖИЛФОНД», с которым Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми по результатам конкурса подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из вышеприведенных норм и обстоятельств дела, именно орган местного самоуправления - администрация городского поселения «Войвож» обязана организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, установке контейнеров на территории пгт.Войвож Республики Коми, а ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на территории очистных сооружений и прекратить эксплуатацию территории очистных сооружений под временное размещение отходов обязаны и администрация ГП «Войвож», которая должна заключить соответствующий договор с ООО «УХТАЖИЛФОНД», и региональный оператор ООО «УХТАЖИЛФОНД», на которого в соответствии с законом возложены обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми, поскольку законом установлено право регионального оператора в случае не принятия соответствующих мер органом местного самоуправления взыскать фактически понесенные затраты на ликвидацию свалки.
Учитывая вышеизложенное, установленные обстоятельства и нормативные требования в области обращения с отходами производства и потребления, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Сосногорска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска удовлетворить.
Обязать ООО «УХТАЖИЛФОНД», администрацию городского поселения «Войвож» ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на территории очистных сооружений пгт.Войвож Республики Коми в полном объеме.
Запретить ООО «УХТАЖИЛФОНД», администрации городского поселения «Войвож» эксплуатацию территории очистных сооружений пгт.Войвож Республики Коми под временное размещение твердых коммунальных отходов.
Обязать администрацию городского поселения «Войвож» организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, установке контейнеров на территории пгт.Войвож Республики Коми.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года.
Председательствующий О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская