Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1396/2014 ~ М-1298/2014 от 15.09.2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 ноября 2014 года. с. Кинель-Черкассы.

Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Попова В.В.,

с участием истца Спиридонова Ю.И., его представителя – Воронова Н.А.,

представителя ответчика Коноваловой Н.В.,

при секретаре Харченко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридонова <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, третьим лицам – МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Кинель-Черкасского района», Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец Спиридонов Ю.И. обратился в суд с названным выше иском к Комитету по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района, Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что он является ребенком, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, в связи с тем, что его отец – ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Ранее ФИО7 и ФИО1 его усыновили.

Постановлением Главы Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ над ним была установлена временная опека, этим же Постановлением за ним было закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>, опекуном назначена бабушка – ФИО3.

Постановлением Главы Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ над ним было установлено попечительство, попечителем осталась бабушка.

По договору передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ он имеет в собственности <данные изъяты> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> то есть он имеет в собственности <данные изъяты>.

Несмотря на то, что площадь менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, он не мог встать в очередь на получение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

По вопросу предоставления жилья в устной форме он неоднократно обращался в органы опеки, поскольку в принадлежащей ему <данные изъяты> жилого помещения проживает его мать ФИО1, лишенная родительских прав, проживать с которой он не может, а другого жилья он не имеет.

Собрав необходимые документы, он обратился в Администрацию Кинель-Черкасского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список в связи с отсутствием оснований для включения, Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение которым отказал ему во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец считает незаконными действия Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района, поскольку по вопросу предоставления жилья он обращался к специалистам органов опеки, полагал, что они должны были решить этот вопрос, но ему отказывали в связи с наличием закрепленного жилья.

Он юридически безграмотен, считает, что это должны были сделать органы опеки, которые должны были применить меры для защиты его прав на жилье, поэтому он не мог реализовать свое право на получение жилья.

Истец считает свое право нарушенным, так как он фактически остался без жилья, никакого другого жилья он не имеет.

Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, истец просил отменить Распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский обеспечить его жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма муниципального специализированного жилья.

В судебном заседании истец и его представитель – Воронов Н.А., допущенный к участию по делу по ходатайству истца, исковые требования поддержали в предъявленном объеме, дополнили требования требованием об обеспечении жильем на территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, в обоснование предъявленного иска дали объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, считают иск обоснованным, полагают, что у истца имеется право на получение жилья.

Суду представлены письменные пояснения истца, которые по его ходатайству приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика – Коновалова Н.В., осуществляющая полномочия на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не признала предъявленного иска, считает иск необоснованным.

Представители третьих лиц – Министерства строительства Самарской области и МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Кинель-Черкасского района», привлеченные к участию по делу на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещались, руководитель МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Кинель-Черкасского района» ФИО10 представила письменный отзыв на предъявленный иск, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. (<данные изъяты>).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле вправе просить о рассмотрении дела в их отсутствие, при таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, его представителя и представителя ответчика, не возражавшего о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, препятствий для рассмотрения иска по существу суд не находит.

    Суд, заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:        

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области мать истца – ФИО1 в отношении него была лишена родительских прав, в родительских правах не восстанавливалась, отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ года, то есть истец Спиридонов Ю.И. (на тот момент ФИО11, перемена фамилии и отчества была произведена позже) является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. (<данные изъяты>

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

На основании распоряжения, вынесенного заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем муниципального специализированного жилищного фонда по причине отсутствия оснований для включения в список детей-сирот. <данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области).

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области).

В силу ч. 5 ст. 2 названного выше Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьи 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрен Порядок предоставления и использования жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Названные выше положения Федерального закона корреспондируют ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» указывающей, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В Самарской области в целях реализации настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека (в редакции Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом бесспорно установлено, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области жилым помещением в установленном законом порядке он не обеспечен, чем нарушено его право на получение жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Доказательств обратного суду не представлено.

Поскольку истец по независящим от него обстоятельствам не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области, суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Действия Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района, связанные с невключением истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области» нельзя признать обоснованными, а Распоряжение «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», вынесенное заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ о не включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области» подлежит отмене, как незаконное и необоснованное.

При таких обстоятельствах истец Спиридонов Ю.И. подлежит обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в силу закона такую обязанность следует возложить на Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.    

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.     

В силу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доказательств отсутствия у истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, права на обеспечение жильем, у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о необоснованности требований истца нельзя признать состоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить, признать необоснованным отказ Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области о включении Спиридонова <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области».

Отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», в части, касающейся не включения Спиридонова <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области», вынесенное заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области.

Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области включить Спиридонова <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области».

Обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Спиридонову <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не ниже установленных социальных норм.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.

    Решение суда в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1396/2014 ~ М-1298/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спиридонов Ю.И.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района
администрация Кинель-Черкасского района
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области
Судья
Попов В. В.
Дело на странице суда
kinel-cherkassky.sam.sudrf.ru
02.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2014Судебное заседание
15.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2014Передача материалов судье
18.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2014Подготовка дела (собеседование)
05.11.2014Судебное заседание
10.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее