Решение по делу № 33-2540/2019 от 15.04.2019

Судья Платто Н.В. дело № 33-2540/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.

судей Слободянюк Т.А. и Щелканова М.В.

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрела в судебном заседании 22 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года, по которому

исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворено;

на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность в срок до 31 октября 2019 г. организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков лесного фонда:

в квартале 63 выделе 152 Лопьинского участкового лесничества в пределах следующих географических координат: №60(11(39,5(( Е049(35(35,7((; №60(11(38,5(( Е049(35(34,6((;№60(11(37,0(( Е049(35(34,9((;№60(11(35,5(( Е049(35(37,2((;№60(11(34,5(( Е049(35(38,1((;№60(11(36,3(( Е049(35(41,5((;№60(11(37,4(( Е049(35(43,4((;№60(11(38,6(( Е049(35(41,0((;№60(11(41,2(( Е049(35(40,9((;№60(11(41,5(( Е049(35(40,1((;

в квартале 65 выделе 22 Лопьинского участкового лесничества в пределах следующих географических координат: №60(13(21,5(( Е049(39(51,9((; №60(13(21,0(( Е049(39(55,8((;№60(13(21,5(( Е049(39(55,7((;№60(13(22,4(( Е049(39(54,0((;№60(13(22,3(( Е049(39(51,6((;№60(13(21,3(( Е049(39(51,5((;

на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель земельных участков, расположенных в квартале 63 выделе 152 Лопьинского участкового лесничества в пределах следующих географических координат: №60(11(39,5(( Е049(35(35,7((; №60(11(38,5(( Е049(35(34,6((;№60(11(37,0(( Е049(35(34,9((;№60(11(35,5(( Е049(35(37,2((;№60(11(34,5(( Е049(35(38,1((;№60(11(36,3(( Е049(35(41,5((;№60(11(37,4(( Е049(35(43,4((;№60(11(38,6(( Е049(35(41,0((;№60(11(41,2(( Е049(35(40,9((;№60(11(41,5(( Е049(35(40,1(( и в квартале 65 выделе 22 Лопьинского участкового лесничества в пределах следующих географических координат: №60(13(21,5(( Е049(39(51,9((; №60(13(21,0(( Е049(39(55,8((;№60(13(21,5(( Е049(39(55,7((;№60(13(22,4(( Е049(39(54,0((;№60(13(22,3(( Е049(39(51,6((;№60(13(21,3(( Е049(39(51,5((, и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми О, прокурора С, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности принять меры по организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных на территории земельных участков лесного фонда в выделе № 152 квартала № 63 и выделе № 22 квартала № 65 Лопьинского участкового лесничества в срок до 31 октября 2019 г., разработать проект рекультивации данных земельных участков и осуществить их рекультивацию в срок не позднее 1 года с момента вступления решения в законную силу.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц ГУ РК «Прилузское лесничество» и Федеральное агентство лесного хозяйства и постановил приведенное решение, оспоренное Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая обстоятельств, установленных по делу, полагает, что он не может являться ответственным лицом за устранение выявленных прокурором нарушений, поскольку очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с действующим законодательством не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям и не является расходным обязательством Республики Коми, а возложение на Министерство обязанности осуществить ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор просит оставить решение без изменения, жалобу- без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор настаивал на своих возражениях на апелляционную жалобу.

Третьи лица - Федеральное агентство лесного хозяйства и ГУ РК «Прилузское лесничество» - своих представителей для участия в суде апелляционной инстанции не направили, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы ответчика и прокурора, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения (дополнения) постановленного по делу судебного акта не усматривает.

При этом исходит из следующего.

Как установил суд, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, 30 августа 2018 г. в ходе совместно проведенного Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Прилузским районным комитетом по охране окружающей среды осмотра территории сельского поселения «Черныш» на территории государственного лесного фонда выявлены две исторически сложившиеся несанкционированные свалки отходов, состоящие из твердых коммунальных отходов (тара, пластик, пакеты, продукты питания, утратившие потребительские свойства, одежда и проч.), древесных отходов от сноса и разборки зданий, опилок, крупногабаритного мусора, в квартале 63 выделе 152 Лопьинского участкового лесничества на площади 2 Га и в квартале 65 выделе 22 Лопьинского участкового лесничества площадью 0,32 Га.

По своему классу выявленные отходы относятся к IV-V классу опасности, принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования установить не представилось возможным (заключение от 7 сентября 2018 г.).

Разрешая иск прокурора об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что принятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, размещенных на землях государственного лесного фонда на территории Лопьинского участкового лесничества, относится к компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к данному ответчику.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном анализе норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, а также части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении уважения личной жизни неопределенного круга лиц в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона «Ооб охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, пунктом 2 которых определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Статьей 13.2 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа). Региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 г. № 425, таким исполнительным органом на территории Республики Коми является ответчик, осуществляющий полномочия Республики Коми в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области.

В соответствии с разделом III Положения Министерство осуществляет на территории Республики Коми все названные в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Принимая во внимание приведенные нормы права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, исходя из отсутствия в материалах дела сведений о том, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, переданных в аренду или иное хозяйствование, а также при не установлении лица, виновного в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этих свалок и восстановлению нарушенного положения должна быть возложена именно на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 26-П, положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Утрата с 1 октября 2016 г. силы нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

Введенная с 1 марта 2017 г. норма пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, именно ответчик наделен соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий ( пункт 10.37 Положения о Министерстве). Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование бюджетных средств на эти мероприятия нецелевым не является.

Доводы жалоб ответчика являлись предметом оценки при рассмотрении дела судом первой инстанции, были оценены с учетом фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия    

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:        

33-2540/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
Другие
ГУ РК Прилузское лесничество
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Нагорнова О Н
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
22.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее