РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ год <адрес>
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи единолично Кардашевской В.А., при секретаре Николаевой Л.М., с участием помощника прокурора <адрес> Лукина А.П., представителя третьего лица главного специалиста ветеринарного управления по <адрес> Мартынова С.С., рассмотрев на открытом судебном заседании
гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Яковлева А.А. о возложении обязанности на администрацию Муниципального образования «Мэйикский наслег» принять исчерпывающие меры по постановке на учёт бесхозного объекта в течение одного месяца
УСТАНОВИЛ:
<адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности по результатам которой было установлено, что скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования «Мэйикский наслег» <адрес> «Верхневилюйский улус (район)» является бесхозным, на балансе муниципального образования не состоит.
Помощник прокурора района исковое заявление полностью поддерживает, поясняет, что согласно сведениям Верхневилюйского сектора Вилюйского отдела управления Федеральной Регистрационной службы по РС(Я) сведения о собственниках на указанный объект отсутствуют. Согласно сведениям Верхневилюйского филиала ГБУ «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Верхневилюйского улуса (района)» сведения о собственнике указанного объекта также отсутствуют.
Ветеринарно-санитарные правила, сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ Правила относятся к ветеринарному законодательству РФ, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведение которых находятся эти объекты. В соответствии со ст. 14. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности поселения должно находиться соответствующее указанным вопросам местного значения имущество.
Согласно ст. 225 ч. ГК РФ бесхозным имуществом признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которого неизвестен, если иное не предусмотрено законами, от права собственности которого собственник отказался. Скотомогильники, находящиеся на территории МО «Мэйикский наслег» являются бесхозными, единственным основанием для распоряжения недвижимым имуществом является государственная регистрация права. Так как. МО «Мэйикский наслег» не принимает мер по постановке на учёт скотомогильников, не обеспечивается надлежащее содержание данных объектов, отсутствуют гарантии на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, окружающей среды. В соответствии ч.3 ст. 225 ГК РФ, п.5 раздела 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. По истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Помощник прокурора просит обязать администрацию МО «Меикский наслег» принять исчерпывающие меры по постановке на учет бесхозного объекта в течение трех месяцев.
Представитель третьей стороны, без самостоятельных требований гл. специалист ветеринарного управления Мартынов С.С. иск прокурора поддерживает, поясняет, что по реестру ветеринарного управления в Мэйикском наслеге имеются ямы для сжигания биологических отходов на территориях <адрес> и <адрес>, которые огорожены, но документы им не представлены, потому акт принятия объекта отсутствует.
Представитель ответчика будучи надлежаще извещенным в судебное заседание по неизвестной причине не явился, стороны считают возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассматривает в отсутствие представителя ответчика, ответчик надлежаще извещен, в суд не поступило заявление, ходатайство с его стороны об уважительности неявки в судебное заседание.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы по делу, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что по сведению Верхневилюйского сектора Вилюйского отдела управления Федеральной Регистрационной службы по РС(Я) и сведению Верхневилюйского филиала ГБУ «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Верхневилюйского улуса (района)» в 21 наслегах Верхневилюйского улуса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеются 21 объектов по утилизации биологических отходов, сведения о собственнике на объекты утилизации, находящийся на территории МО «Мэйикский наслег» отсутствуют. Также в судебном заседании изучены представленные прокуратурой района письмо «о принятии мер прокурорского реагирования» Департамента ветеринарии РС (Я) о том, что почти все объекты по утилизации биоотходов являются бесхозяйными, органами местного самоуправления постановка на учет бесхозяйных объектов утилизации не проводится, письмо ответ главного специалиста –эксперта Верхневилюйского ОРМ Вилюйского отдела В.В. Мироновой о регистрации права на земельные участки с разрешенным использованием: скотомогильники в 4 МО Верхневилюйского улуса и земельный участок разрешенным использованием: яма для сжигания биологических отходов в 1 МО Верхневилюйского улуса (района). Представителем третьей стороны без самостоятельного требования Мартыновым С.С. представлено письмо первого заместителя Председателя Правительства РС (Якутия) о том, что разработан проект Закона РС (Я) «о наделении органов местного самоуправления РС (Я) отдельными государственными полномочиями РС (Я) по защите населения от болезней, общих для человека и животных», источником финансирования является подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления на территории РС (Я) государственной программы РС (Я) «обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергии на 2012 – 2016 годы», в связи с чем предложено органам местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, обратиться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества в соответствии с требованиями ч.3 ст. 225 ГК РФ, п. 4,4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
Вследствие бесхозности скотомогильника или земельного участка, на котором имеются ямы для утилизации биологических отходов на территории МО «Мэйикский наслег» не определен балансодержатель, данные недвижимые имущества фактически являются бесхозными, не поставлены на государственный учет в качестве недвижимого имущества. Согласно ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится на совместном ведении России и субъектов России. Согласно ст.5,6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательствами РФ, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
В силу п.п.49 п.2 ст.26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, для осуществления этих полномочий в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъекты РФ. Возможность нахождения скотомогильников (термических ям) в собственности МО ФЗ не предусматривается, полномочия по содержанию скотомогильников постановлением Правительства РС (Я) местным органам самоуправления МО «Верхневилюйский улус (район)» не переданы, деньги на содержание не выделены, потому в данном случае постановка на учет бесхозного объекта- скотомогильника (термической ямы) МО автоматически не повлечет за собой возникновение у МО право собственности и обязанности содержать данный объект за свой счет, не обязывает по закону МО принять бесхозный объект в собственность. По действующему законодательству РФ не имеет возможности исполнять расходные обязательства по финансированию на содержание скотомогильников из за отсутствия государственной регистрации права на объекты сжигания биологических отходов, администрации МО на территории которого находится яма или скотомогильник для сжигания биологических отходов для надлежащего содержания этих бесхозных недвижимых объектов целесообразно в интересах безопасности жителей наслега и охраны окружающей среды от болезней животных и людей на их территории поставить на учет в регистрационной палате в качестве бесхозного недвижимого имущества для установления принадлежности данного объекта на уровне РФ или РС (Якутия). Из содержания ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом государственной регистрации права по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозная вещь. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды» не предусматривается обращение в муниципальную собственность имеющихся на их территории скотомогильников (термических ям).
Ветеринарно-санитарные правила, сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ Правила относятся к ветеринарному законодательству РФ, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведение которых находятся эти объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйным является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей определен Гражданским кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно раздела 2 данного постановления принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ст. ст. 130-132 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им.
Материалами дела подтверждается факт бесхозности находящихся на территории МО «Мэйикский наслег» ям для сжигания биологических отходов, в связи с чем надлежащее содержание данных объектов недвижимости никем не обеспечивается, что представляет угрозу для здоровья для безопасности неопределенного круга лиц и окружающей среды, в том числе, от болезней общих для человека и животных, потому иск прокурора подлежит удовлетворению в интересах и охраны здоровья жителей наслега.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
На администрацию Муниципального образования «Мэйикский наслег» <адрес> «Верхневилюйский улус (район)» возложить обязанность принять исчерпывающие меры по постановке на учёт бесхозных объектов недвижимости – биотермические ямы для сжигания биологических отходов, находящихся на территориях сел Сайылык и Маай в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Верховный суд РС(Я) в апелляционном порядке.
Судья Кардашевская В.А.